Найти тему
Коллекция заблуждений

Марина Цветаева потеряла любовь всех своих близких. Почему?

В 1926 Париж встречал Цветаеву с триумфом. Зал Союза молодых поэтов и писателей. Ломились как на Шаляпина. Картина ошеломляла: толпы людей, запах пота, крики, визг! Цветаева даже к сцене не могла пробиться. Милюков, бывший министр Временного правительства, так и простоял весь вечер в дверях. Она читала и читала свои стихи без передышки. Владимир Сосинский- друг семьи Цветаевой, напишет : «После Блока – одна у нас здесь – Цветаева…» Такого успеха ей не простят. Как только не звала её Эмиграция. Писатель Ремизов обзывал её «Царь-Дура», «кошка драная», «распущенная кликуша», «белая ворона», «дикарка», Ходасевич вторил-«позерка», «вывихнутая бабенка», им помогала Зинаида Гиппиус - «шалая баба», туда же можно отнести и Бунина-«психопатка с оловянными глазами». На 4 года закроются для неё все русские издания. И она- поэт, напишет в записной книжке: «Я никому не нужна: мой огонь никому не нужен, потому что на нем каши не сварить». Семья бедствовала, ведь главной добытчицей была Марина. Из письма Марины«Мы очень плохо живем... и конских котлет уже нет. Мясо и яйца не едим никогда. У меня от истощения вылезла половина брови». Марина голодала с 1927 по 1937 годы. В 1929 у Эфрона обострился туберкулез. Цветаева обратилась за помощью к русским эмигрантам и собрала деньги на его лечение. Она выхлопотала ему путевку в русский пансионат- санаторий по линии Красного Креста в Швейцарии. Почти год он лечился и отдыхал в замке д’Арсин, где и стал чекистом. «Наводчиком-вербовщиком»- так будет называться на Лубянке его должность.

-2

Вернувшись из санатория Эфрон возглавил неофициально «Союз за возвращение на Родину». Этот Союз возвращения был создан как культурное общество. На деле он был одним «из замаскированных опорных пунктов контрразведки СССР в Париже... Почти каждый вечер «возвращенцы» собирались то на очередной семинар, то на лекцию, то на занятия в хоровом кружке. Сергей Яковлевич опять поменял свои взгляды. Когда он воевал с оружием в руках против большевиков в Белой армии, а теперь он размышлял так: «реформы Петра не пришлись по вкусу едва ли не большинству населения России, но они были фактом и с ними пришлось считаться. Большевизм и советская власть тоже факты, с которыми надо считаться. Эмиграции, следовательно, надлежит всячески стремиться к слиянию с советской Россией, т.е. ей надо возвращаться в СССР и приобщаться к общей работе.» Про Эфрона весь Париж заговорил, что он «законченный коммунист». В своей книге «Воспоминания дочери» Ариадна Эфрон так передала разговор между отцом и матерью: «“И всё же это было совсем не так, Мариночка, – сказал отец... – Была братоубийственная... война, которую мы вели не поддержанные народом... Лучшие из нас. Остальные воевали только за то, чтобы... вернуть себе отданное ему большевиками...” – “Но как же Вы – Вы, Сереженька...” – “А вот так: представьте себе вокзал военного времени... все лезут в вагоны, отпихивая и втягивая друг друга... Втянули и тебя, третий звонок, поезд трогается – минутное облегчение, – слава тебе, Господи! – но вдруг узнаёшь и со смертным ужасом осознаёшь, что в роковой суете попал – впрочем, вместе со многими и многими! – не в тот поезд... Что твой состав ушел с другого пути, что обратного хода нет – рельсы разобраны. Обратно, Мариночка, можно только пешком – по шпалам – всю жизнь...”» Занимался Эфрон вербовкой тех, кто не нашел себя в эмиграции, отправлял добровольцев на испанскую гражданскую войну, пообещав тем взамен прощение страны Советов, вступил по заданию НКВД в масонскую ложу.

-3

Многих из тех, кому Эфрон помог вернуться в Москву, тихо арестовывали и отправляли в лагеря, а чаще – на смерть. Цветаева отстранилась от деятельности мужа. Убеждения у неё всегда были одни и те же - главное, это справедливость ко всем: и к красным, и к белым. «Сергей Яковлевич с головой ушел в Советскую Россию, а в ней видит только то, что хочет», — говорила она о муже. Она пыталась бороться с вовлечением своих детей в политические страсти. Гуманизм и фанатизм, считает Марина Ивановна, существуют на разных полюсах и никому еще не удалось их совместить. Пример отца полностью вытеснил у Али прежний культ матери. Двенадцатилетний сын тоже пошел по стопам отца. В своем дневнике Мур признался: «Когда я жил в Париже, я был откровенным коммунистом. Я бывал на сотнях митингов, часто участвовал в демонстрациях <…> отца редко видно дома, приходит он поздно, усталый <…> поглощен испанскими делами, это вершина его деятельности, он проявляет чудеса изобретательности в делах. Мать об этом ничего не знает, живет своей жизнью…».

-4

Сын после смерти Цветаевой скажет: трагедия их семьи была в том, что мать жила прошлым, а отец будущим – «светлым завтра», социализмом. Жила светлым завтра и восторженная Аля. К середине тридцатых годов она не только стала активисткой в «Союзе возвращения», но и сумела организовать при нем молодежную группу. Что происходило тем временем с Мариной? она знала лишь, что стареет и что семья ее разваливается. «Ни одного поцелуя никому – 4 года, – напишет Пастернаку. – Мне нужен физический стук чужого сердца в ухо, иногда завидую врачам...» Когда на бульваре Монпарнас в 1933-м к ней и Але пристал вдруг какой-то хлыщ и она пожаловалась прохожим на «преследование», то в ответ услышала: «Вас я не преследую, вы отвратительны! Я преследую другую». Он говорил про красивую юную Алю. «Вот всё признание меня Парижем, – запишет Цветаева. – “Отвратительна?” Не думаю, ибо знаю, что не урод и что при желании... Но больно, так в “солнечное сплетение”, перед всеми... И, вывод – пора: что? Что-то пора...»

-5

Аля тем временем безоглядно стремилась вернуться в самую справедливую страну на свете. Проводы на Северном вокзале Парижа в 1937 были радостными. Девушка сияла от счастья, а Цветаева оказалась за чужими спинами почти ненужной. На неё никто не обращал внимания. Даже дочь. С Алей они давно стали чужими. Когда-то Марина называла её -«Лучший стих», «гений Души». «Моя дочь, – напишет Цветаева в письме Вере Буниной, – первый человек, кто меня презирал...» И вот Аля уезжает в Москву. «Приданое» Ариадне собирал почти весь русский Париж. И еще долго в Москве она будет восхищать своих коллег по работе очаровательными французскими туалетами.

-6

Из Москвы в Париж вскоре полетели восторженные письма. Ариадне нравилось на родине решительно все. Ее умиляли даже такие мелочи: мало автомобилей — это замечательно, кучи талого снега на улицах — как интересно! «Москва интересна безумно, невероятно», — напишет она друзьям. А в журнале «Наш Союз», редактором которого был Эфрон, появляется письмо из СССР, подписанное только именем: «Аля». Это — ликующее письмо человека, самая сокровенная мечта которого свершилась. «Великая Москва, сердце великой страны! <…> Как я счастлива, что я здесь! И как великолепно сознание, что столько пройдено и что все — впереди! В моих руках мой сегодняшний день, в моих руках — мое завтра, и еще много-много-много, бесконечно много радостных “завтра”….

-7

Тем временем в Париже в «Союзе за возвращение на Родину» случился обыск. Связь и участие отдельных возвращенцев в целом ряде политических преступлений вызвали подозрение полицейских властей. Команда завербованных НКВД эмигрантов, среди которых был и Эфрон, допустила прокол в деле убийства Игнатия Порецкого-Рейсса и похищении генерала Миллера. Лубянка принялась срочно заметать следы. Эфрону и другим было предписано покинуть Францию. Вера Трейл, близкая знакомая Сергея, когда-то завербованная им, вспомнит потом, что Сергей сказал ей, как когда-то Але: «Меня запутали в грязное дело, я ни при чем» – но добавил: «я должен уехать…» Марина с сыном поехала проводить мужа до Гавра. Прощание было странным- посреди дороги, не доезжая до Гавра, Эфрон неожиданно выскочил из машины и пропал в придорожных кустах. А Марина и Мур вернулись в Париж. Вернувшись, они нашли подарок от Сергея на сорок пятый день рождения Марины, и записку. «Мариночка, Мурзил, — писал Сергей Яковлевич. — Обнимаю вас тысячу раз. Мариночка — эти дни с вами самое значительное, что было у нас с вами. Вы мне столько дали, что и выразить невозможно. Подарок на рождение!!! Мурзил — помогай маме». И вместо подписи — рисунок головы льва. После бегства Эфрона от Цветаевой в Париже отвернулись почти все. Её постоянно вызывали на допросы в полицию. Лицо ее потемнело — будто обуглилось, в глазах появилась отрешенность, не исчезавшая даже в кругу близких друзей. Из воспоминаний Марка Слонима, писателя и её друга: «Она сразу ссохлась. Я обнял ее, и она вдруг заплакала, тихо и молча. Просто и обыденно прозвучали ее слова: “Я хотела бы умереть, но приходится жить ради Мура: Але и Сергею я больше не нужна”...» Она ясно видела своё беспросветное будущее. Из «Сводных тетрадей» Цветаевой: «Здесь я – ненужна, там я невозможна. Вокруг пустота, мой вечный, с младенчества, круг пустоты. Нет друзей, в будущем – нищета... но это – в быту, душевно – хуже, просто – ничего... У всех своя жизнь, всем – некогда... Меня не любят... Ну, а я люблю – (кого-нибудь)? Нет... Любила – деревья...

Ровно через десять лет после этой записи она и покончит с собой... Прошение о возвращении в Россию она подала сразу же после отъезда Эфрона. Она вспомнила события двадцатилетней давности, когда мучительно переживала за судьбу мужа, участвовавшего в московских боях юнкеров против большевиков. Тогда она написала письмо: «Если Бог сделает это чудо — оставит Вас в живых — я буду ходить за Вами как собака». Теперь Цветаева вписала рядом, на полях: «Вот и пойду как собака! — 17.VI.1938 г.» Никто не провожал ее и Мура на вокзале. Когда крикнули «По вагонам!», Мур пошутил:«Венков и цветов не приносить». Итак, через полтора года после бегства Сергея Эфрона Марина Цветаева взошла на борт парохода «Мария Ульянова». «О, Боже, Боже!.. Что я делаю? Занося ногу на сходни, я сознавала: кончается жизнь 17-ти лет... – напишет, прощаясь с Францией. – Едем, как собаки. Сейчас уже не тяжело, сейчас уже – судьба…» Она предсказала собственную судьбу в стихах: «Мне Францией - нету/Щедрее страны/ На долгую память/Два перла даны./Они на ресницах/Недвижно стоят./Дано мне отплытье/Марии Стюарт». Она в эмиграции выпустит четыре книги из семи прижизненных, напишет тринадцать поэм, пять прозаических вещей, включая «Повесть о Сонечке» и «Мой Пушкин», трагедию «Федра», статьи, эссе и много-много великолепных стихов! Иосиф Бродский спустя десятилетия назовет Цветаеву первым поэтом 20 века и даже первым поэтом в мире.