Семейство автобусов Икарус-55 для междугородного и Икарус-66 для городского и пригородного движения было разработано в Венгерской Народной Республике в 1952 году. Кузова автобусов имели авангардный, футуристический дизайн, и привлекли внимание советских специалистов-эксплуатационников. Экземпляр Икаруса-66 с заводским номером 1 31 января 1956 года начал опытную эксплуатацию на улицах Будапешта. В том же 1956 году между СССР и ВНР были заключены договоры на поставку автобусов данного типа в Советский Союз.
В самом конце 1956 года в Москву прибыл первый автобус Икарус-66 Это был один из ранних серийных «шестьдесят шестых», 1956 года выпуска, вероятно с заводским номером 3. 21 февраля 1957 года вместе с опытным автобусом Икарус-60, он приступил к опытной эксплуатации на маршрутах №№17 и 55.
В феврале 1957 года в СССР поступил второй Икарус 66 1957 года выпуска. Сначала он экспонировался на ВСХВ, а чуть позже его передали в город Таллинн, где он получил госномер РФ 67-32.
В 1958 году в Советский Союз пришло 12 автобусов Икарус-66. К сожалению, установить, в какие города попали эти автобусы, пока не удалось. На фотографии города Днепропетровска был запечатлен один «шестьдесят шестой», что дает основания предполагать, что часть партии 1958 года попала в УССР, в частности, в Днепропетровск. По неподтвержденным данным, два автобуса работали в Киеве. И два автобуса в самом начале декабря поступили в Каунас, о чем имеется заметка в местной газете от 7 декабря 1958 года. Поиски остальных продолжаются.
В конце января 1959 года ленинградский автобусный парк №1 получил первую партию из тринадцати новых автобусов Икарус-66. Вот что писала об этом событии газета «Вечерний Ленинград» от 30 января 1959 года:
Всего же за первую половину 1959 года город получил 35 трехдверных Икарусов 66-й модели.
В 1959 году 66-е Икарусы продолжал получать автобусный парк Каунаса. Всего в 1958-1959 гг. в город поступило 20 трехдверных автобусов этого типа.
В начале 1960 года все 35 ленинградских «шестьдесят шестых» были переданы в Таллинн в обмен на автобусы ЗиС-155. 21 передали в январе, 12 – в феврале и 2 – в марте 1960 года.
В 1960 году Советским Союзом закуплен один «шестьдесят шестой». Он поступил в Москву в качестве служебного для обслуживания СЭВ, располагавшегося в те годы на улице Петровка.
Икарус-66 для обслуживания СЭВ. Обратите внимание, что этот автобус двухдверный.
В 1966 и 1967 годах Советский Союз закупил по два Икаруса. Небольшое количество автобусов говорит о том, что эти машины были направлены для обслуживания учреждений. Куда именно поступили 66-е 1966 и 1967 гг. в. пока неизвестно.
Самые первые Икарусы были списаны уже к 1963 году. Автобусы 1958 и 1959 гг. прослужили вплоть до самого конца шестидесятых годов.
Справочные данные:
Поступление автобусов Икарус-66 в Советский Союз по годам:
1956 - 1
1957 -1
1958 - 12
1959 - 65
1960 - 1
1966 - 2
1967 - 2
Итого: 84
Спасибо за внимание.