Найти тему
История транспорта

Автобусы Икарус 66 в СССР

Семейство автобусов Икарус-55 для междугородного и Икарус-66 для городского и пригородного движения было разработано в Венгерской Народной Республике в 1952 году. Кузова автобусов имели авангардный, футуристический дизайн, и привлекли внимание советских специалистов-эксплуатационников. Экземпляр Икаруса-66 с заводским номером 1 31 января 1956 года начал опытную эксплуатацию на улицах Будапешта. В том же 1956 году между СССР и ВНР были заключены договоры на поставку автобусов данного типа в Советский Союз.

В самом конце 1956 года в Москву прибыл первый автобус Икарус-66 Это был один из ранних серийных «шестьдесят шестых», 1956 года выпуска, вероятно с заводским номером 3. 21 февраля 1957 года вместе с опытным автобусом Икарус-60, он приступил к опытной эксплуатации на маршрутах №№17 и 55.

Первый Икарус-66 на улицах Москвы, фото из газеты «Псковская правда» от 23.02.1957 г.
Первый Икарус-66 на улицах Москвы, фото из газеты «Псковская правда» от 23.02.1957 г.

В феврале 1957 года в СССР поступил второй Икарус 66 1957 года выпуска. Сначала он экспонировался на ВСХВ, а чуть позже его передали в город Таллинн, где он получил госномер РФ 67-32.

Первый таллиннский Икарус-66.
Первый таллиннский Икарус-66.

В 1958 году в Советский Союз пришло 12 автобусов Икарус-66. К сожалению, установить, в какие города попали эти автобусы, пока не удалось. На фотографии города Днепропетровска был запечатлен один «шестьдесят шестой», что дает основания предполагать, что часть партии 1958 года попала в УССР, в частности, в Днепропетровск. По неподтвержденным данным, два автобуса работали в Киеве. И два автобуса в самом начале декабря поступили в Каунас, о чем имеется заметка в местной газете от 7 декабря 1958 года. Поиски остальных продолжаются.

Автобус Икарус-66 на площади имени Г.И. Петровского (ныне Вокзальная площадь), Днепропетровск, 1963 г. Источник указан на фото.
Автобус Икарус-66 на площади имени Г.И. Петровского (ныне Вокзальная площадь), Днепропетровск, 1963 г. Источник указан на фото.

В конце января 1959 года ленинградский автобусный парк №1 получил первую партию из тринадцати новых автобусов Икарус-66. Вот что писала об этом событии газета «Вечерний Ленинград» от 30 января 1959 года:

Заметка в газете «Вечерний Ленинград» от 30.01.1959 г. Источник указан на фото.
Заметка в газете «Вечерний Ленинград» от 30.01.1959 г. Источник указан на фото.

Всего же за первую половину 1959 года город получил 35 трехдверных Икарусов 66-й модели.

Автобус Икарус-66 на улицах Ленинграда. источник указан на фото.
Автобус Икарус-66 на улицах Ленинграда. источник указан на фото.
Автобус Икарус-66 на улицах Ленинграда. Источник указан на фото.
Автобус Икарус-66 на улицах Ленинграда. Источник указан на фото.
Автобус Икарус-66 на улицах Ленинграда.
Автобус Икарус-66 на улицах Ленинграда.
Автобус Икарус-66 на улицах Ленинграда.
Автобус Икарус-66 на улицах Ленинграда.

В 1959 году 66-е Икарусы продолжал получать автобусный парк Каунаса. Всего в 1958-1959 гг. в город поступило 20 трехдверных автобусов этого типа.

Автобус Икарус-66 на улицах Каунаса. Источник указан на фото.
Автобус Икарус-66 на улицах Каунаса. Источник указан на фото.
Автобус Икарус-66 на улицах Каунаса. Источник указан на фото.
Автобус Икарус-66 на улицах Каунаса. Источник указан на фото.
Автобус Икарус-66 на улицах Каунаса. Источник указан на фото.
Автобус Икарус-66 на улицах Каунаса. Источник указан на фото.

В начале 1960 года все 35 ленинградских «шестьдесят шестых» были переданы в Таллинн в обмен на автобусы ЗиС-155. 21 передали в январе, 12 – в феврале и 2 – в марте 1960 года.

Бывший ленинградский Икарус-66 в Таллине.  источник указан на фото.
Бывший ленинградский Икарус-66 в Таллине. источник указан на фото.
Бывший ленинградский Икарус-66 в Таллине.
Бывший ленинградский Икарус-66 в Таллине.
Бывший ленинградский Икарус-66 в Таллине.
Бывший ленинградский Икарус-66 в Таллине.
Икарус-66 в Таллине.
Икарус-66 в Таллине.

В 1960 году Советским Союзом закуплен один «шестьдесят шестой». Он поступил в Москву в качестве служебного для обслуживания СЭВ, располагавшегося в те годы на улице Петровка.

Икарус-66 для обслуживания СЭВ. Обратите внимание, что этот автобус двухдверный.

В 1966 и 1967 годах Советский Союз закупил по два Икаруса. Небольшое количество автобусов говорит о том, что эти машины были направлены для обслуживания учреждений. Куда именно поступили 66-е 1966 и 1967 гг. в. пока неизвестно.

Самые первые Икарусы были списаны уже к 1963 году. Автобусы 1958 и 1959 гг. прослужили вплоть до самого конца шестидесятых годов.

Справочные данные:

Поступление автобусов Икарус-66 в Советский Союз по годам:

1956 - 1

1957 -1

1958 - 12

1959 - 65

1960 - 1

1966 - 2

1967 - 2

Итого: 84

Спасибо за внимание.