Найти тему

Жермена де Сталь – основательница французского романтизма

Эта удивительная женщина, которую боялся сам Наполеон Бонапарт, считается первым теоретиком французского романтизма. Она творила в переходную эпоху, когда менялись политические режимы, гремела революция, кипели наполеоновские войны, а вместе с ними – менялась и художественная литература. На смену просвещению, классицизму и сентиментализму в культурной жизни утверждался романтизм с его бурными эмоциональными контрастами противоречивой человеческой души.

Сама жизнь Жермены де Сталь была полна ярких контрастов и необычных происшествий, которые вполне тянут на полноценный роман в байроническом духе. Она пережила изгнание и европейскую славу, но и к тому, и к другому относилась философски – как и подобает личности с женским сердцем и душой мужчины, как выразился о ней П.А. Вяземский. Госпожа де Сталь была современной женщиной и шагала в ногу со временем. Она считала, что художественная литература – это зеркало эпохи («О литературе и ее связи с общественными установлениями»). А так как рубеж 18-19 веков вышел бурным, то и проза, и поэзия должны выйти на новый уровень развития.

Мадам де Сталь была устремлена в будущее. В отличие от классиков, она не искала образцы для подражания в античности. Более того, она утверждала, что эта литература изжила себя. По ее мнению, в древности люди мыслили слишком просто, приземленно, материалистично, что выразилось в создании статуй, как эталонов физической красоты. В новую же эпоху настало время обратиться к духовным началам – рефлексии, раскрытию глубин души, ее одиночеству и страданиям. В качестве эталона для подражания госпожа де Сталь ставила У. Шекспира, который сумел показать величие и падение человеческого духа в критические моменты жизни. Писательница утверждала необходимость введения в литературу сильных чувств, страстей, эмоций и не стесняться их («О влиянии страстей на счастье людей и народов»). Сама она твердо придерживалась этого принципа, когда сочиняла романы «Коринна» и «Дельфина», которые произвели фурор в литературной среде.

Де Сталь провозгласила один из главных принципов романтической литературы: она должна быть народной и одинаково понятной как благородным сословиям, так и простолюдинам. Как раз этого, по ее мнению, и не хватало французской литературе, которая была слишком изысканной и чересчур «правильной». В духе своих современников-писателей Р. де Шатобриана и Б. Клемана мадам де Сталь культивировала идею меланхолии и мечтательности, как обязательного условия для творчества.