Молодой прозаик Александр Антонов задался серьёзным вопросом: «Через год после срочной службы меня вызвали в районный военкомат. По итогам непродолжительной беседы с капитаном Ермаковым выяснилось, что нужно ехать на учебные сборы в город Алапаевск Свердловской области.
Сборы были назначены с 11 мая по 11 августа. Из всех приглашенных, а было нас семь человек, у троих нашлись веские причины для отказа. Тогда Ермаков объявил: «А нужны только два человека!».
Ещё двое вздохнуло свободно... Я и Толик Халиуллин удостоились чести послужить Родине ещё раз в Алапаевском саперном батальоне. Приехали в Алапаевск уже ночью. Разыскали войсковую часть 09905.
Встретил прапорщик. Спросил:
– Откуда, хлопцы?
– Из Кургана.
– Ну, тогда, пошли…
Прапорщик привел нас к палаткам, стоящим напротив казармы, и показал одну из них: «Вам сюда». Оказалось, что в этой палатке уже есть три человека из Кургана и пятеро из Свердловской области.
Терем-теремок из обычной лагерной палатки. Нары из досок. Ночь прошла в борьбе с холодом и комарами. Утром построили всех, пересчитали, насчитали 51 партизан. Выяснилось, что призвали на одного человека больше, чем нужно было.
С «лишним» человеком решили поступить просто – отпустить домой. Определяя, кого считать лишним, капитан Миллер спросил: «Есть среди вас человек старше 30 лет?». Как на заказ такой нашелся.
Затем переодели, выдали б/ушное х/б. На куртках у кого звездочки, у кого лычки. Так и построились. Куратору сборов, капитану Миллеру, не понравилось самостийное производство в офицеры.
Приказал звёзды снять и нашить то, что в армии носил. Народ начал роптать и в результате срезали всё и так до конца сборов ходили с чистыми погонами. Затем перед нами выступил наш новый старшина, прапорщик Шалаев: «Старики, когда я угорал на Либерозе…» и т.д.
А мы сразу смекнули: « О наш, с ГСВГ». Как потом оказалось, среди нас человек тридцать служили в Германии. Правда, в разное время, а еще раньше почти все ГСВГшники служили в Чебаркуле. Стали вспоминать отцов командиров, получилось так, что нашлись общие знакомые.
Один из партизан оказался моим знакомым по учебке, это был Дима Гилязов, сержант первого взвода, нашей учебной роты. Остальные двадцать бойцов проходили службу в инженерно-саперных подразделениях РВСН и пограничных войск…
Начались занятия, лекции и в свободное время употребление веселящих напитков. Командование батальона, особенно зам командира батальона подполковник Выборных, боролись с этим пристрастием, останавливали на КПП, смотрели портфели, сумки, найденный алкоголь забирали сразу и били об асфальт. Мы начали бухать в городе. В свободное время, возьмем мяч, на КПП скажем «Мы у школы в футбол играем».
Конечно, поиграем с полчаса, а затем в город. Через месяц занятий отправили всех партизан и еще человек тридцать срочников строить мост через речку в деревнях Коптелово и Ячменёво. Приехали ближе к вечеру, поставили палатки, переночевали. Утром приступили к строительству. Развернули КМС.
Местное руководство показало, где находится напиленный лес (кругляк) для строительства. Несколько партизан с бензопилами уехали туда. Часа два спустя привезли четыре сваи. Дизель молоты начали забивку свай. Забили, а свай больше нет. Пошли узнавать, в чем дело…
Оказалось, что партизаны начали бизнес. Пилят бензопилами дрова местному населению. Народу много, а проку нет, работа стоит. Как бы то, ни было, к вечеру все сваи забили.
После ужина потянулись в клуб. Кино смотреть. Бесплатно не пускают. «В магазин на водку деньги есть, вот и за кино платите». После непродолжительных препирательств пустили бесплатно.
После фильма построение, вечерняя поверка, отбой. Я и человек пять из нашей палатки спать не пошли, сидели у костра. Около часу ночи, пришел комбат подполковник Барма с вопросом:
– Почему не спим?
– Не хочется…
– И правильно. Сейчас обратно в Алапаевск поедем».
Построили всех. Тех, кого не оказалось на месте, разыскали в деревне. Комбат объявил
«Ввиду неэффективности использования огромной массы народа, принято решение оставить на строительстве человек двадцать. Партизаны остаются добровольно. Желающие есть?».
С нашей палатки все те, кто сидел ранее у костра, шагнули вперёд. Из других палаток вышло трое. Оставили ещё около десятка срочников. Остальные сняли палатки, погрузили имущество и отбыли в город.
Мы же остались. Старшим остался с нами старший лейтенант Александр Веркетис, выпускник Калининградского ВВКИУ. Утром поспали часиков до 9.00. После завтрака продолжили строительство, работа, хотя и меньшим составом, шла гораздо быстрее. Отстроили мост, поставили ледоломы.
Вечером, переехали в соседнюю деревню. Для ночлега нас поселили в старом здании, кажется, там раньше начальная школа была. Один из партизан Котов Валерка, служивший в ГСВГ в 1й гвардейской инженерной бригаде, собрался в клуб. И я с ним увязался.
Подходим к клубу, как мне показалось перестроенному из церкви, встречаем местное население. Один из них, показался мне знакомым, смотрит на меня и спрашивает
– Партизаны? Из Алапаевска?
– Так точно… – А где служил? – ГСВГ, 1я Гвардейская танковая армия , 9я танковая дивизия…. – Да хватит, я всё равно в Германии не служил…А ты в Чебаркуле служил? – Служил в саперном батальоне летом 76го. – Гуринова не помнишь? – Точно Серега Гуринов, сержант с учебки, командир отделения нашего взвода.
– Вот он, перед тобой стоит…, – заржал сержант с учебки. Короче, поговорили…
Серега приволок две трёхлитровых банки настойки, какой уж тут клуб. Утром приступили к забивке свай для ледолома. Выполнили задание, приехали в часть. Ст. л-нт Веркетис, по согласованию с командованием, отпустил нас, партизан, домой на побывку.
Поехали в среду и должны были вернуться во вторник. Все, кроме Валерки Котова приехали в понедельник вечером. А он не приехал ни во вторник, ни в среду, ни в четверг…… и только на следующей неделе утром во вторник явился.
На укоризненный вопрос Веркетиса: "Котов это как понимать?".
Котов с возмущением парировал: « Не понял, чё за наезды? Сказали во вторник, я во вторник и приехал».
И самое главное, ему потом ни чего за эту самоволку не было. А других наказывали и за меньшее. А как наказывали? Наказания начинались с трех суток гауптвахты…».
P.S. Продолжение на первой платформе: https://dzen.ru/media/gsvg/o-nakazaniiah-v-partizanah-648339d7f205df6eb7bf323e