В этой немой картине искусно соединены спиритизм, эротика и тайны подсознания, а еще ее создателям удалось полностью обойтись без титров: никаких пояснений к происходящему на экране не требуется
Желания и страхи
«Тени» — фильм Артура Робисона, выпущенный в 1923 году. Он также был известен как «Тени — Ночь познания» и «Тени — Ночная галлюцинация», а в англоязычном прокате как «Предупреждающие тени».
Действие происходит в любимую кинематографистами Германии 20-х годов эпоху романтизма. По сюжету муж, одержимый ревностью, следит за своей привлекательной женой на каждом шагу, убежденный в ее измене. На одном из вечерних ужинов он наконец находит доказательства ее неверности. Он наблюдает за теневым спектаклем за занавеской и видит, что жена обнимается с мужчиной. Однако тени обманывают его. На самом деле это ничего не значит, его жена даже не касается этого мужчины. Присутствующий на вечере фокусник-гипнотизер видит безумие мужа и понимает, как создалась эта иллюзия. Он вводит гостей в транс и, с помощью театра теней, который должен показать им их эротические желания и страхи, демонстрирует им правду. Спектакль заканчивается гротескной казнью молодой женщины, а буйного мужа выбрасывают из окна. Спектакль приводит к ясности между супругами: муж понимает, что его жена ему верна.
Как это было
Фильм был впервые показан 1923 года в Берлине. Удивительный теневой спектакль, показанный в фильме, был создан Эрнстом Морицем Энгертом. Сценарий написал сам Робинсон совместно с писателем Рудольфом Шнайдером: им удалось сделать немое кино, которое, подобно «Последнему человеку» Мурнау совсем не нуждалось в титрах. Первоначальная идея принадлежала Альбину Грау, который также создал для «Теней» декорации. Специально для премьерного показа немецкий композитор Эрнст Риге написал музыку.
Автопортрет кинематографической медиумности
Критики восприняли фильм как безусловную удачу режиссера. Так Лотте Х. Айзнер назвала его зловещим автопортретом кинематографической медиумности, который виртуозно играет с эротикой, но также с психоанализом: «Двусмысленность теней в этом фильме, — писала она — имеет фрейдистское толкование: маленький фокусник заставляет тени действующих лиц исчезнуть, открывая шлюзы для всех их самых тайных желаний. Эта фантасмагория становится значимой: тени заменяют живых, которые во время представления превращаются в безжизненных зрителей своей судьбы… Благодаря почти животной жизненной силе образы фильма Робинсона далеки от абстрактных конвенций, которые навязал экспрессионизм.
немоекино немое искусство кино старыефильмы #чтопосмотретьвечером интересныефильмы #артхаус