Миф этот весьма и весьма распространен среди психологов. Для носителей этого мифа, если клиент остался непроницаемо спокойным на протяжении всей сессии и таким же ушел домой, - это непорядок… Плох тот расстановщик, что не доведёт клиента до слёз, до эмоционального катарсиса. Надо, чтобы клиент обязательно рыдал, плакал, орошал слезами, всхлипывал, скулил и шмыгал носом… Вот тогда это настоящая работа, а не какая-то имитация, театрализация и профанация…
Моя позиция в этом вопросе такая. Если ситуация клиента связана с невыраженными чувствами гнева, скорби, печали, тоски, злости, страха, тревоги, выплескивание этих чувств на группе имеет мощнейший психотерапевтический эффект. Расстановочная группа это относительно безопасное пространство. Присутствие профессионального терапевта является важной поддержкой. Чем больше участников в группе, тем более мощные энергии можно проявить и заземлить. Каждый участник группы является своеобразным громоотводом эмоционально заряженных состояний клиента.
Более того, если сам клиент хочет, но не может заплакать, это за него может сделать терапевт или кто-то из заместителей.
Кроме того, если клиенту нужно выразить чувства подавленные, вытесненные очень сильно и давно, группа – прекрасный помощник. Можно назначить 20 человек на роли тех частей личности, которые могут выразить чувства и устроить такой фестиваль выражения эмоций, что финал Лиги чемпионов и Карнавал Рио де Жанейро будет завидовать. Клиент постепенно к этому действу эмоционально подключается и очень хорошо облегчает душу.
Но всё это не является самоцелью. Эмоциональные отреагирования на расстановочной группе сопровождают самое главное в процессе клиента – процесс осознания скрытого, тайного, вытесненного и подавленного, процесс осознания клиентом чего-то очень важного в своей психике, в своих отношениях, в бизнесе и других важных сферах своей жизни.
Осознание позволяет отделить своё и чужое, полезное и вредное, своевременное и устаревшее. Осознание позволяет отделиться от ненужного, и интегрироваться, соединиться с нужным и полезным, с ресурсами для будущих побед и достижений, для счастья и гармонии в отношениях, для здоровья и прекрасного самочувствия.
Для огромного числа моих клиентов одного осознания, полученного в расстановке, достаточно, чтобы начать строить свою жизнь, свой бизнес, свои отношения по-новому. Они так и говорят: «Юрий, мне достаточно, я теперь знаю, что делать… Спасибо… Я пойду». Я радуюсь за них. Сильные, смелые, ответственные, взрослые, осознанные люди. Они хорошо знают себя. Свои возможности, находятся в ресурсном состоянии. Они находятся в позиции деятеля, автора, творца своей жизни.
Клиентов, которые приходят в расстановщику поделиться болью, поплакать, отреагировать самые разнообразные эмоциональные состояния тоже очень много. Для работы с такими людьми у меня существует правило: никаких умствований и знакомства с хитросплетениями бессознательного, никаких тайных причинно-следственных связей, никакой экстремальной новизны, никаких загадочных смыслов и откровений, пока не будут обработаны, отреагированы или трансформированы эмоции.
Дело в том, что эмоции создают вокруг человека непроницаемый кокон, фильтр, через который не проникает ничего нового. Можно час потратить на разгребание вполне объективных завалов в бессознательном, а человек скажет: «Вы совсем не уделили мне внимания, вы совсем мне не посочувствовали, вы не прикоснулись к моей боли, не уважили мои чувства, вы не заметили моих эмоций…» И будет прав. Будет прав на все 100%.
Всем своим ученикам и студентам расстановочных курсов настоятельно рекомендую. Не надо копаться в причинах, смыслах, логике, событиях, фактах, делать умные выводы, пока клиент не готов к этому этапу работы. Сначала обработка чувств. Сначала накопление ресурсов для будущей работы. Нежно, бережно, внимательно, заботливо, трепетно, аккуратно. И только потом психохирургия и археология смыслов.
***
Другие мои статьи о мифах по поводу расстановок:
Миф первый. Расстановки решают ЛЮБУЮ проблему
Миф второй. Расстановки решают любую проблему БЫСТРО И ЛЕГКО
Миф третий. Ход расстановки непредсказуем. Полем невозможно управлять