Спереди снизу на ходу что-то стало постукивать, машина начала необычно покачиваться, при проезде неровностей появились сильные удары. Диагностика показала кончину одного из передних амортизаторов, и мастер вынес приговор – меняем оба. Как оба? Зачем? Ведь вытек только один! Нужно ли тратить деньги на замену еще живого второго демпфера?
Нужно! Точно так же, как и при смене шин, тормозных дисков и колодок. Почему? Сейчас расскажем.
Что делает амортизатор?
Амортизатор демпфирует колебания, возникающие при работе подвески автомобиля. Сжалась пружина при наезде колеса на неровность и вроде бы должна разжаться, толкая колесо вниз, а кузов вверх. А дальше снова сжаться под весом опускающегося кузова. И снова разжаться… И так до тех пор, пока колебания не затухнут. Это как брошенный на пол теннисный мячик – долго будет прыгать. Но такого с автомобилем не происходит, потому что быстрому разжатию пружины противится амортизатор. Если качнуть кузов нового автомобиля, он просто вернется в прежнее положение. Машина с изношенными амортизаторами качнется раз – другой. А кузов авто, где демпферы утратили свою работоспособность, будет раскачиваться долго, что твой скачущий мячик.
Ездить на таком авто неудобно, неприятно и очень опасно. Машину мотает, как на волнах, колеса прыгают, отрываясь от асфальта, руля автомобиль слушается плохо и в любом едва заметном повороте норовит вылететь с шоссе. Нормальный, вменяемый владелец свое авто до такого состояния не доведет. Едва появятся признаки проблем с подвеской – поедет на сервис, а там… предложат поменять оба амортизатора, и убитый и еще вполне рабочий, который мог бы еще походить.
Почему парами?
Чтобы подвеска слева и справа работала одинаково. Амортизатор в процессе эксплуатации стареет, изнашивается, его характеристика меняется и отличается от нового. Графики усилий сжатия и отбоя в зависимости от скорости штока у нового и много поработавшего узла могут заметно отличаться. К чему это приведет? К тому, что при проезде поперечной неровности машину будет дергать в сторону. Хорошо, если это случится на маленькой скорости. А если водитель прозевал выбоину на полном ходу? Авто может не совсем адекватно вести себя в поворотах: по-разному ехать влево и вправо.
Амортизаторы разных моделей и от разных производителей могут иметь совершенно различные характеристики. Поменяв один, вы запросто получите проблемы с управляемостью автомобиля, даже если остальные демпферы почти новые и абсолютно исправные.
Мало того, если появилось желание сменить тип амортизаторов, чтобы сделать подвеску помягче или, наоборот, пожестче, то лучше устанавливать полный комплект – все 4 штуки. Изменение параметров подвески только спереди или сзади запросто приведет к тому, что авто в некоторых ситуациях станет плохо управляемым и не очень предсказуемым.
Шины парами
Шины, как и амортизаторы, тоже нужно менять парами. Причина та же – сохранение нормальной управляемости автомобиля. Ведь характеристики новой и частично изношенной покрышек не одинаковы. Категорически запрещается ставить на одну ось шины разной размерности или разной сезонности. Различные модели однотипной резины на разные оси устанавливать вроде бы не возбраняется, но делать этого все же не стоит. Две новые летние покрышки одного размера от разных производителей могут сильно отличаться сцеплением с дорогой, жесткостью боковины. В худшем случае можно получить авто, которое не желает входить в поворот или, напротив, слишком рано стремиться уйти в занос. К тому же новые и потертые шины, шины от разных производителей по-разному ведут себя при торможении на разных типах дорожного покрытия.
Пару слов про тормоза
Также попарно надо менять изношенные тормозные диски или колодки. Если тормоза с одной стороны новые, а с другой – сильно потертые, о сохранении траектории при торможении говорить не приходится. Любое резкое нажатие на педаль тормоза может закончиться в придорожной канаве или на пути встречного грузовика.
Так что только парами! И амортизаторы, и шины и тормоза.