Что первое приходит вам в голову, когда вы слышите словосочетание «социальная журналистика»? Возможно, проблемы «маленьких людей»? Или это социальные сети и обычные пользователи с их историями? Давайте точно обозначим этот термин.
Социальная журналистика — это направление журналистики, которое привлекает внимание к социальным проблемам и вызывает общественное обсуждение чрезвычайно важных вопросов. Главная ее особенность — ориентация на людей.
В стандартном представлении журналист, работающий в этой сфере, должен брать интервью у бедной бабушки, которая вынуждена ютиться в одной комнате своей квартиры, потому что квартиранты (в лучшем случае) не хотят съезжать. Это всегда истории людей, поэтому социальные сети играют тут немаловажную роль.
Истории могут быть не только грустными и душещипательными, они могут быть вдохновляющими и никогда — сухими.
Журналистская эмпатия
В этой работе важно, чтобы журналист сопереживал своим героям для подготовки качественной статьи. В то же время нужно отслеживать свои состояния в желании помочь герою и помнить, что лучшая помощь — это информирование. Тут журналист должен проявить себя в роли канатоходца: не упасть ни в сторону слишком сильного сопереживания, ни в сторону абсолютного безучастия.
Чем более пронзительно будет написан материал, тем больше людей дочитают его и обратят внимание на проблему. Чтобы этого достичь, журналисту требуется больше времени, чем обычному репортеру.
Лабиринт переживаний главного героя
Цепляющая статья о том самом незаметном «маленьком человеке» — это большой труд. Журналист должен несколько раз проверить полученную информацию. К сожалению, очень личные истории не рассказываются с первого раза и получить долгожданную правду можно лишь со второго, а то и третьего раза.
Простой пример:
Вы видите, как мужчина забирает бездомных котят. Первая мысль будет: «какой хороший человек!» А потом, к своему ужасу, вы узнаете, что это местный живодер и котят он забирал вовсе не для того, чтобы заботиться о них.
Журналисту, работающему в этой сфере, никак нельзя допустить такую ошибку. Поэтому важно продолжать «копать» и быть готовым, что не всем может это понравиться.
«Шерлок, ты ли это?»
Да, в какой-то степени приходится становиться детективом для своей статьи. Умение читать между строк — огромный плюс в этой профессии. Кроме того, история часто продолжается после публикации, и если журналист является ответственным и эмпатичным человеком, то он вовлекается в ее продолжение.
Подобно герою А.К. Дойла, раскрывающему преступления, и тем самым помогая обществу, журналист проделывает не менее значимую работу. Он не только информирует общественность о социальных проблемах и их возможных решениях, но и помогает создать площадку для дискуссии между жителями и государственными органами.
Такое привлечение внимания к проблемам обычных людей позволяет найти подходящие решения на основе мнения разных сторон.