Найти тему

ВОСЕМНАДЦАТЬ ПЛЮС. КОРОТКО О СМЫСЛЕ ЛЮБВИ (часть 2)

Про три измерения. Логотерапия, описанная Виктором Франклом, рассматривает человека как состоящего из трёх измерений: соматика (физиология), психика (характер, эмоции, реакции, темперамент и тп.) и ноэтика (духовность, но не в религиозном, а в сверхрациональном и этическом понимании). Причём, рассматривается триединство в расстановке приоритетов по возрастанию степени свободы.

Физиологически мы свободны наименее, поскольку тело и инстинкты меньше всего поддаются управлению и регуляции. Психически мы более свободны, потому что при всей природной заданности можем контролировать и выбирать - что же делать с тем, что я холерик или с тем, что я боюсь мышей. Ноэтически мы обладаем полной свободой выбора в каждой конкретной ситуации, обладая при этом психосоматикой. Это если совсем коротко. И логотерапия, соответственно, знает, как подобраться к ноэтическому измерению и дальше работает уже с ним. То есть, со свободой выбора.

В описании смысла любви Франкл пошел тем же путём. У него трём измерениям соответствуют сексуальность, эротика и любовь.

Есть такое выражение (это не Франкл – у него определение любви звучит немного иначе) – любовь - это знать и понимать другого всё лучше. Это такой процесс постепенного узнавания и сближения. Поэтому если через два дня после знакомства накрыло безумной и роковой любовью, то есть шанс, что это не она.

Возвращаемся к триединой структуре человека. Как она проявляется в любящем человеке. Три возможных позиции по отношению к любви восходят от примитивной до самой сложной. Примитивной считается сексуальность. Как правило, именно с нее начинается обнаружение партнера. Мы определяем потенциально "своего" по возникающему влечению. Телесность другого провоцирует сексуальное возбуждение.

Сексуальность может быть выражением любви, ее финальным выражением, результатом тотальной открытости и близости, конечной точкой долгого пути. Но это уже после того, как она будет в процессе сближения и узнавания правильно интегрирована в человека. Франкл же описывает механизм потенциального зарождения любви именно с сексуальности, которая пока еще не встроена в любовь должным образом, как финальный аккорд, а является сигналом для некой возможности.

Но если в отношения заходить только из сексуальности и не двигаться дальше, вот тогда по версии Франкла – эта позиция наименее защищена, наименее стабильна, она наиболее слабая.

Люди увлеклись красотой тел друг друга, у них прекрасное либидо, их химия сошлась до невозможности. Здесь формируется вот такое отношение к партнеру – мы с тобой будем успешно заниматься сексом и на этом остановимся, дальше мне двигаться не интересно (или я честно говоря, не умею этого делать). Но в свободном выборе можно выбрать некое дальше – а давай-ка я отодвину сексуальность немного в сторону, не отдам только инстинкту все наше общее пространство, и давай-ка я тебя не сквозь эту призму узнаю. Что тогда?

Дальше Франкл обозначает более высокую степень отношения к партнеру и называет ее эротическая. Это когда не достаточно сексуальной химии и телесной привлекательности, не достаточно удовлетворения. Не достаточно, когда партнер кажется только лишь красивым и желанным.

Можно ведь выбрать увлечься избранником не только как тем, кто привлекателен. Это когда я хочу уже не только твое тело, я хочу узнать тебя. Да, меня влечет к тебе, но к тебе – как к тебе. Я интересуюсь – тобой, а не своим наслаждением и не своей химией. И даже не твоим наслаждением. Тобой. Я всматриваюсь в тебя и начинаю что-то там замечать и обнаруживаю, что ты – это ты, ты что-то другое и отдельное. Но пока это только зачатки.

Сужается выбор партнёров, появляется некое конкретное Ты. На стадии эротического влечения таких Ты пока может быть несколько – все блондинки или все шатенки, все с пышной грудью или нет. Но точно не все подряд, а среди моего эротического типа (самый популярный вариант из анекдотов – блондинка с большой грудью), среди моего эротического эталона, выделяется уже какая-то Ты или какой-то Ты и возникает влечение + интерес. Это такой переходный вариант, когда уже может что-то интересное получиться. Влюбленность. В этот момент возникает душевная привязанность. Но тут тоже можно остановиться, это еще не билет в один конец, можно выбрать другую блондинку, можно выбрать другую пышную грудь, а у нее тоже будут какие-то нужные качества характера, она тоже может быть интересной, умной, порядочной и любить футбол. В случае неудачи к следующей блондинке потом тоже может возникнуть привязанность. Но она или он – все еще не единственный и не заменимый. Она хороший подходящий человек, но ведь есть и другие хорошие подходящие люди.

Поэтому можно выбрать продвинуться еще дальше. Узнать еще лучше, понять еще лучше. Именно выбрать, через усилие. И это уже достаточно серьезный момент, это уже может быть безвозвратно. Поэтому я говорю о свободном выборе. Бывает же так, что люди друг в друга влюбились. Но потом что-то пошло не так. Приходит клиентка и говорит (а говорят все одинаково слово в слово) – я его не любила.

Ну да. Действительно не любила, потому что не произошло некое дальше, требующее и усилий и собственной развитости, причём с обеих сторон. То есть, была влюблена, очарована, прекрасно химически совпадали. Но дальнейшее – не произошло, потому что оно всё время идёт на усложнение и требует работы над собой.

Дальше самое интересное, потому что для вопроса: пойдет взаимное развитие или не пойдет, требуется личное решение – я отважусь или нет, я буду или нет. Пойду ли я дальше интереса к своеобразию? Пойду ли я к уникальности? Надо ли мне соприкосновение с ядром личности другого? Можно же договориться на распределение ролей в доме, и этого будет достаточно, чтобы жизнь прожить. Кто моет посуду, кто отводит в сад ребенка. Этого может быть достаточно, если сохраняется секс, если можно договориться на быт, если характер хороший и подходящий.

Третья позиция высочайшая из форм влечения к другому человеку - это любовь, как пишет Франкл, в самом точном и узком смысле. Тогда партнер начинает восприниматься, как другое духовное существо. Как абсолютное НЕ-Я. Человек реагирует уже на духовную суть партнера. Человек в этом случае тоже возбуждается сексуально, но не на тело, а на тело, которое прилагается к духовному человеку. И конечно, такая любовь направлена на духовную часть в неповторимости и уникальности. И тут уже не получится одного доброго и хорошего человека заменить на другого доброго и хорошего человека. В этом случае нет даже никакого шанса на измену, потому что изменить можно с неким заменителем, а тут нет возможности заменить. Невозможно полюбить другого и уйти к нему, потому что одного нельзя будет заменить другим. В этом случае все другие варианты исчерпываются не потому, что человек дал слово или поклялся в верности, он с сильной волей, он разумный. А потому что все другие – как бы ушли за периметр, являясь не теми.

Телесное и душевное для духовной личности – это верхняя и нижняя «одежда», которую «носит» духовная личность. Сексуальное влечение направлено на что-то телесное, влюбленность – на какую-то душевную черту «у» предмета такой любви, то есть на то, что партнер «имеет», но истинно любящий любит не что-то «у» или «в», а самого любимого, как он «есть». ВФ.

То есть, можно выбрать любить кого-то, а не что-то в ком-то. И тогда становится не важно, что там по поводу ног или груди – да хоть вообще без них. Важен вот этот и никто другой, с любой внешностью. Самое интересное, что на этой стадии отступает сексуальность. Она не исчезает, а занимает другое место. Она становится не целью, а средством выражения. Она становится результатом ухода защит. По мере сближения очень интересно наблюдать, как отпадают защиты и тогда секс становится тем, чем он должен быть – утверждением крайней степени доверия и способности договориться, выражением благодарности за этот вместе проделанный путь, за результат сделанного выбора – идти до конца.

Кому зашло - лайк. И не забудьте подписаться.