Найти тему
Кофе с Кандинским

Не Айвазовским единым... Художник-маринист Уинслоу Хомер

Этот художник был очарован океаном и прибрежными пейзажами, его легкой кисти подвластно все: драма борьбы со стихией, лирика прибрежных будней, истома жаркого лета у воды... Начинал американский мастер Уинслоу Хомер с городских сценок, разрабатывал сюжеты о Гражданской войне, но настоящим его призванием стало изображение морей и океанов - это даже звучит завораживающе)

Уинслоу Хомер. Шторм Нор-истер. 1895/1901. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Уинслоу Хомер. Шторм Нор-истер. 1895/1901. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Уинслоу Хомер родился в 1836 году в Бостоне, вырос там же. Не пошел учиться в университет, а решил связать жизнь с изобразительным искусством. С юности работал гравером и иллюстратором в журналах, но мечтал о живописи. В 1859 году он переехал в Нью-Йорк и стал посещать Национальную школу дизайна и брал уроки у художников в частном порядке. Его первый успех - акварель "Катание на коньках в Центральном парке":

Уинслоу Хомер. Катание на коньках в Центральном парке. 1861
Уинслоу Хомер. Катание на коньках в Центральном парке. 1861

1860-е годы в творчестве художника будут в основном посвящены изображению событий Гражданской войны и иллюстрациям в журналах. А в 1870-е главной темой его творчества станут дети, в те годы в Америке изображения детских игр превратились в отдельный и крайне популярный жанр. Уинслоу Хомер здесь начинает потихоньку приближаться к ключевой теме своего творчества - воде в самых разных видах.

Лето 1873 года Уинслоу Хомер проводит в Глостере, штат Массачусетс, в живописном рыбацком порту. Там он создает акварельную серию, посвященную жизни детей: дети на причале, дети на берегу, дети на лодках... Идиллия природы и детства.

Акварель "Улов моллюсков" - одна из моих любимых работ художника. Двое детишек тащат улов на фоне простенького пейзажа из домов и лодки, ярко освещенного солнцем. Художник показывает быт прибрежного городка, бесхитростный, но очень поэтичный.

Уинслоу Хомер. Попутный ветер. 1873-1876
Уинслоу Хомер. Попутный ветер. 1873-1876

Одна из важнейших работ 1870-х годов, да и во всем творчестве художника, вот эта - "Попутный ветер", ставшая одной из самых известных картин во всей американской живописи. Прекрасная работа, мне кажется, я прям чувствую этот свежий морской воздух... А вы?

Уинслоу Хомер. Папа возвращается! 1873 Национальная галерея, Вашингтон
Уинслоу Хомер. Папа возвращается! 1873 Национальная галерея, Вашингтон

Картина "Папа возвращается!" просто покорила мое сердце. Название как будто радостное, но, между тем, что-то здесь не так: мальчик в лодке как будто сейчас вскочит, а в фигуре матери, напротив, какая-то обреченность сквозит. То ли отца они уже не дождутся, то ли его появление не предвещает ничего хорошего... Загадочная по смыслу работа, но притягивающая взгляд неповторимым колоритом, вернее общим золотисто-коричневым подтоном.

В начале 1880-х Уинслоу Хомер перебирается на полуостров в штате Мэн на северо-востоке США и с этого момента начинается самый плодотворный период в его творчестве с точки зрения маринистики. Атлантический океан становится важнейшей темой его творчества.

Великолепное "Предупреждение о тумане" - рыбак торопится на берег, в страхе оглядываясь на горизонт. В лодке у него огромные палтусы, рыбалка удалась - но удастся ли ему самому спастись? Ощущение опасности усиливает глубокий сине-черный цвет волн.

Уинслоу Хомер. Лунный свет. 1894
Уинслоу Хомер. Лунный свет. 1894

Про картину "Лунный свет" интересно рассказывал первый биограф художника: "Однажды летним вечером 1894 года художник сидел возле своей мастерской, и вдруг воскликнул: «У меня есть идея!». . . Он вбежал в студию, схватил свой рабочий костюм, вышел из дома и быстро спустился к скалам на берегу. Картина стала результатом этого импульса и четырех или пяти часов работы. Он написал ее полностью при свете луны и ничего потом не стал исправлять».

Маленькое красное пятнышко на горизонте вдалеке - это маяк на одном из островов штата Мэн.

В поздний период своего творчества Уинслоу Хомер много путешествует и не только по штату Мэн. Бермуды, Багамы, Флорида - но неизменным остается любовь к морским пейзажам. В них поражает колоссальная роль солнечного света, он порой просто ослепляет - как в акварели "Рыбацкие лодки, Ки-Уэст". А ведь это, по сути, просто цвет бумаги в сочетании с оттенками голубого и красного - так просто и так великолепно!

Уинслоу Хомер. Гольфстрим. 1903
Уинслоу Хомер. Гольфстрим. 1903

Океан и акулы, смерч на горизонте, соперничество человека и природы - философские размышления художника воплотились у произведении удивительной красоты. Небольшие всполохи красного цвета делают синие цвета в картине еще ярче, еще насыщеннее.

Удастся ли спастись этому несчастному посреди океана? Эту картину художник написал вскоре после смерти отца, отсюда ощущение одиночества и противостояния миру. На горизонте слева можно разглядеть крошечный силуэт корабля - лучик надежды для героя. Известно, что этот кораблик художник добавил спустя некоторое время после создания картины, вероятно, его отношение к сюжету изменилось.

Уинслоу Хомер. Подветренный берег. 1900
Уинслоу Хомер. Подветренный берег. 1900

Картина как будто состоит из двух частей: буйных волн, бьющихся о берег, и мощного мерного колыхания моря в серой дымке вдалеке. Несколько агрессивная манера наложения мазков придает картине угрожающий напор - здесь мы вновь встречаемся с темой противоборства стихии. Название картины - подветренный берег - раскрывает суть сюжета: сильный ветер дует в сторону берега и корабль рискует разбиться о скалы, если не успеет изменить курс. Художник умеет создавать ощущение драмы...

Уинслоу Хомер по праву считается ключевой фигурой в истории американского искусства. А вам нравятся его работы?