Этот художник был очарован океаном и прибрежными пейзажами, его легкой кисти подвластно все: драма борьбы со стихией, лирика прибрежных будней, истома жаркого лета у воды... Начинал американский мастер Уинслоу Хомер с городских сценок, разрабатывал сюжеты о Гражданской войне, но настоящим его призванием стало изображение морей и океанов - это даже звучит завораживающе)
Уинслоу Хомер родился в 1836 году в Бостоне, вырос там же. Не пошел учиться в университет, а решил связать жизнь с изобразительным искусством. С юности работал гравером и иллюстратором в журналах, но мечтал о живописи. В 1859 году он переехал в Нью-Йорк и стал посещать Национальную школу дизайна и брал уроки у художников в частном порядке. Его первый успех - акварель "Катание на коньках в Центральном парке":
1860-е годы в творчестве художника будут в основном посвящены изображению событий Гражданской войны и иллюстрациям в журналах. А в 1870-е главной темой его творчества станут дети, в те годы в Америке изображения детских игр превратились в отдельный и крайне популярный жанр. Уинслоу Хомер здесь начинает потихоньку приближаться к ключевой теме своего творчества - воде в самых разных видах.
Лето 1873 года Уинслоу Хомер проводит в Глостере, штат Массачусетс, в живописном рыбацком порту. Там он создает акварельную серию, посвященную жизни детей: дети на причале, дети на берегу, дети на лодках... Идиллия природы и детства.
Акварель "Улов моллюсков" - одна из моих любимых работ художника. Двое детишек тащат улов на фоне простенького пейзажа из домов и лодки, ярко освещенного солнцем. Художник показывает быт прибрежного городка, бесхитростный, но очень поэтичный.
Одна из важнейших работ 1870-х годов, да и во всем творчестве художника, вот эта - "Попутный ветер", ставшая одной из самых известных картин во всей американской живописи. Прекрасная работа, мне кажется, я прям чувствую этот свежий морской воздух... А вы?
Картина "Папа возвращается!" просто покорила мое сердце. Название как будто радостное, но, между тем, что-то здесь не так: мальчик в лодке как будто сейчас вскочит, а в фигуре матери, напротив, какая-то обреченность сквозит. То ли отца они уже не дождутся, то ли его появление не предвещает ничего хорошего... Загадочная по смыслу работа, но притягивающая взгляд неповторимым колоритом, вернее общим золотисто-коричневым подтоном.
В начале 1880-х Уинслоу Хомер перебирается на полуостров в штате Мэн на северо-востоке США и с этого момента начинается самый плодотворный период в его творчестве с точки зрения маринистики. Атлантический океан становится важнейшей темой его творчества.
Великолепное "Предупреждение о тумане" - рыбак торопится на берег, в страхе оглядываясь на горизонт. В лодке у него огромные палтусы, рыбалка удалась - но удастся ли ему самому спастись? Ощущение опасности усиливает глубокий сине-черный цвет волн.
Про картину "Лунный свет" интересно рассказывал первый биограф художника: "Однажды летним вечером 1894 года художник сидел возле своей мастерской, и вдруг воскликнул: «У меня есть идея!». . . Он вбежал в студию, схватил свой рабочий костюм, вышел из дома и быстро спустился к скалам на берегу. Картина стала результатом этого импульса и четырех или пяти часов работы. Он написал ее полностью при свете луны и ничего потом не стал исправлять».
Маленькое красное пятнышко на горизонте вдалеке - это маяк на одном из островов штата Мэн.
В поздний период своего творчества Уинслоу Хомер много путешествует и не только по штату Мэн. Бермуды, Багамы, Флорида - но неизменным остается любовь к морским пейзажам. В них поражает колоссальная роль солнечного света, он порой просто ослепляет - как в акварели "Рыбацкие лодки, Ки-Уэст". А ведь это, по сути, просто цвет бумаги в сочетании с оттенками голубого и красного - так просто и так великолепно!
Океан и акулы, смерч на горизонте, соперничество человека и природы - философские размышления художника воплотились у произведении удивительной красоты. Небольшие всполохи красного цвета делают синие цвета в картине еще ярче, еще насыщеннее.
Удастся ли спастись этому несчастному посреди океана? Эту картину художник написал вскоре после смерти отца, отсюда ощущение одиночества и противостояния миру. На горизонте слева можно разглядеть крошечный силуэт корабля - лучик надежды для героя. Известно, что этот кораблик художник добавил спустя некоторое время после создания картины, вероятно, его отношение к сюжету изменилось.
Картина как будто состоит из двух частей: буйных волн, бьющихся о берег, и мощного мерного колыхания моря в серой дымке вдалеке. Несколько агрессивная манера наложения мазков придает картине угрожающий напор - здесь мы вновь встречаемся с темой противоборства стихии. Название картины - подветренный берег - раскрывает суть сюжета: сильный ветер дует в сторону берега и корабль рискует разбиться о скалы, если не успеет изменить курс. Художник умеет создавать ощущение драмы...
Уинслоу Хомер по праву считается ключевой фигурой в истории американского искусства. А вам нравятся его работы?