7 июня 1872 года в Москве началось строительство первой в городе конно-железной дороги. За счет развития в 19 веке железных дорог стали очевидны преимущества рельсового транспорта, что привело к использованию рельсовых путей для внутригородских перевозок. С тех пор прошло уже 151 год, а рельсовый транспорт до сих пор является одним из наиболее важных способов перевозки людей и грузов.
Рельсовые пути требуют постоянного контроля своего состояния. Для этого в мире зачастую используются специальные оптические системы. Однако они имеют существенный недостаток — не способны замерить занесенные льдом и снегом зазоры, так как эта среда является для подобных систем непрозрачной. А в России железные дороги работают в зимних условиях большую часть года.
Ученые ЛЭТИ решили эту проблему. Разработанный ими проект «Микроволновый датчик бесконтактного контроля стыкового зазора между звеньями рельсовой нити», реализуемый учеными кафедр радиотехнической электроники (РТЭ) и лазерных измерительных и навигационных систем (ЛИНС), позволит проводить измерения границ рельса вне зависимости от погоды. Экспериментальный образец микроволнового датчика представила научная группа в составе молодых ученых кафедр РТЭ и ЛИНС под руководством заведующего кафедрой РТЭ Алексея Сергеевича Иванова. Разработка поддержана грантом конкурса молодежных инновационных проектов СПбГЭТУ «ЛЭТИ».
«Разработанная технология может быть востребована как при измерении стыковых зазоров между звеньями рельсовой нити, так при решении других задач, связанных с определением границ металлических объектов или расстояний между такими границами. К таким задачам можно отнести измерение ширины рельсовой колеи, рихтовки, уровня и других геометрических параметров рельсового пути».
– Ассистент кафедры ЛИНС Александра Большакова.
Разработанный экспериментальный образец состоит из нескольких блоков: приемопередающего блока с антеннами и фокусирующими линзами, блока обработки отраженного сигнала, а также блока прецизионного перемещения и вращения приемопередатчиков.
На данный момент создан первый экспериментальный образец, подтверждающий работоспособность предложенной концепции и позволяющий оценить потенциальную точность предлагаемого решения. Уже на первом этапе к разработке проявляет большой интерес одно из ведущих предприятий в области контроля состояния рельсового пути – АО «Радиоавионика». Ученые уверены, что дальнейшая разработка будет проходить при участии предприятия.
Больше разработок ученых ЛЭТИ: