В этот день двести восемь лет назад был подписан заключительный акт Венского конгресса, в результате которого, с одной стороны, Российская империя стала играть доминирующую роль в Европе, с другой – Франция сохранила статус великой державы.
Дальнейшее для тех, кто уж совсем не дрых за партой на уроках истории и не рисовал всякий, по словам воспоминавшего о своем учении Никополя I, вздор, в общем хорошо известно.
Правда, подается это «хорошо известное» на страницах популярной литературы и школьных учебников в несколько искажающем реальную канву событий виде. Особенно, что касается похоронившей на руинах Севастополя акты упомянутого конгресса Восточной (Крымской) войны и непростых, в тот же период, отношений с Австро-Венгрией.
Соответственно, я рекомендую на сей счет интереснейшую серию статей и ролики историка парусного флота Сергея Махова https://warspot.ru/9034-krymskaya-voyna-vzglyad-s-toy-storony https://www.youtube.com/watch?v=bWnh_jSPMV8
Уверяю вас, они скорректируют вбиваемые со школьной скамьи представления о войне и взаимоотношениях Петербурга и Вены.
Еще одним результатом конгресса стало присоединение к России бывших коронных польских земель, с Варшавой. Создание Царства Польского, даже с широкой автономией, сеймом, конституцией и армией – вчера еще части наполеоновской, – стало геополитической ошибкой Александра I, обернувшейся для нас подавлением двух антирусских восстаний и неудачной войной с возрожденным Пилсудским государством.
Думаю, целесообразней было бы создать зажатую между двумя империями и тогда еще королевством независимую, но относительно слабую Польшу, предоставив ей коридор к морю, что собственно и произошло почти столетии спустя. Тогда не пришлось бы и в австрийские дела вмешиваться.
Игорь Ходаков
Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал