Найти в Дзене

Последнее превращение Урга или пятьдесят лет без права переписки

Заставка к рассказу Алексея Адмиральского "Последнее превращение Урга". Художник А. Побединский, журнал "Техника - молодёжи", 1969.
Заставка к рассказу Алексея Адмиральского "Последнее превращение Урга". Художник А. Побединский, журнал "Техника - молодёжи", 1969.

Алексей Адмиральский (1933-1971) вошёл в историю советской фантастики единственным произведением - рассказом "Последнее превращение Урга".
Рассказ опубликован в журнале "
Техника-Молодёжи" №8 за 1969 год под именем Александр Адмиральский, не знаю тянет ли изменение имени на псевдоним, или же это всего лишь редакционная недоработка. Оформил рассказ штатный художник ТМ Александр Побединский. "Последнее превращение..." получил вторую премию Международного литературного конкурса, навстречу 50-летию комсомола на научно-фантастический рассказ "о будущем мира, о человеке завтрашнего дня, о развитии науки и техники" , объявленный журналом "Техника-молодёжи" совместно с молодёжными журналами социалистических стран в феврале 1968 года. Первая премия досталась тогда польскому автору за идеологически верную агитку с упоминанием первых космонавтов.

Итоги конкурса нф-рассказа журнала "Техника-молодёжи", 1969.
Итоги конкурса нф-рассказа журнала "Техника-молодёжи", 1969.

Рассказ вошёл в ежегодный сборник "Фантастика" 1968 под названием "Гений", изменение заглавия, на наш взгляд, говорит о позиции редакции книги. К сожалению, о других фантастических произведениях Алексея Адмиральского ничего неизвестно, но этот рассказ, остался заметным явлением в фантастике шестидесятых.

Алексей Адмиральский.  Иллюстрация к рассказу "Последнее превращение Урга". Художник А. Побединский, журнал "Техника - молодёжи", 1969.
Алексей Адмиральский. Иллюстрация к рассказу "Последнее превращение Урга". Художник А. Побединский, журнал "Техника - молодёжи", 1969.

Единственный узник единственной тюрьмы на планете содержится в условиях полной секретности. Никто не имеет права разговаривать с ним, а прошения о помиловании опечатываются и складываются в долгий ящик. За полвека заключения граждане Великой Директории планеты Граунд забыли и его самого, и его преступления. На материалах следствия стоит отметка «Вскрыть через двести лет». Сменилось сто начальников тюрьмы, а в сейфах скопилось сто петиций. Узник был стар и угрюм, а сто первый начальник был молод и весел. Понимая, что из тюрьмы ему не выйти, жизненный срок оканчивается, узник пишет, а затем уговаривает тюремщика прочитать "фантастический" рассказ, в котором описана история преступления гениального изобретателя, ведь "фантастика на Граунде – один из любимых жанров".

Автор не отвечает на вопрос, преступник или благодетель герой рассказа, это предстоит решить читателю. Второй персонаж рассказа выбор сделал и в единственной тюрьме Граунда появился новый узник.
"В восемь утра ему приносили завтрак.
В девять он выходил на прогулку.
С одиннадцати до двух читал.
В два обедал.
До четырех отдыхал.
Вечером просматривал почту.
Ужинал в восемь.
И ровно в десять ложился спать.
Ничто не могло помешать этому распорядку.
Дом, в котором он жил, был единственной тюрьмой на всей планете.
А 101-й был ее единственным узником. Он был молод и весел…."

Темы противостояния государственной машины и личности, стирания из информационного поля образа человека и его деяний, методы контроля общества над индивидуумом актуальны и поныне, а рассказ во многом перекликается с судьбой автора.