В 1964 году выходит фильм Тимофея Васильевича Левчука "Космический сплав". В ролях задействованы Всеволод Сафонов, Николай Крюков, Владимир Емельянов, Гурген Тонунц, Александр Мовчан и другие. По сюжету советские ученые и работники металлургического комбината занимаются разработкой и созданием особого металлического сплава, необходимого для строительства космических кораблей. По жанру - это производственная фантастика ближнего прицела, пронизанная верой в светлое будущее.
В 1965 году Павел Клушанцев представил зрителю новый документально-фантастический фильм "Луна". Художником-постановщиком фильма вновь стал Юрий Швец, создавший не только впечатляющие изображения ландшафтов нашего естественного спутника, но и эскизы вполне реалистичных декораций, макетов и моделей, призванных представить этапы будущего его освоения. В качестве режиссера-мультипликатором был приглашен Георгий Ершов.
Фильм состоит из двух частей. В первой ученые, которые приняли участие в съемках, излагают различные астрономические данные, высказывают различные гипотезы о происхождении Луны и условиях, с которыми столкнуться космонавты на ее поверхности в ближайшем будущем. Создатели фильма дают слово представителям разных научных школ, теоретические изыскания которых порой противоречат друг другу. Упоминается в фильме и наблюдения вулканической активности естественного спутника Земли, сделанные астрономом Николаем Александровичем Козыревым.
Таким образом, авторы фильма мастерски подводят зрителя ко второй - прогностической части фильма. Мы видим триумфальное возвращение на Землю трех советских космонавтов, участников первого полета на Луну. Помимо образцов лунного грунта и результатов своих наблюдений, герои космоса сделали видеозапись своих личных впечатлений. Эти записи и продемонстрированы в фильме. Завершается он показом чуть более далекого будущего, когда Луна стала местом не только работы, но и постоянного жительства для сотен землян.
Продолжала осваивать космос и советская мультипликация. В 1966 году вышла мультипликационная лента режиссера Романа Владимировича Давыдова "Главный звездный". Персонажей озвучивали известные актеры Валентина Сперантова, Ростислав Плятт, Владимир Кенигсон, Олег Табаков и другие. Малыш, играя в отважного путешественника, поинтересовался у старшего брата, кто «самый главный звёздный человек». Братишка предложил с помощью «волшебного» велосипедного колеса отправиться в путешествие во времени и самостоятельно найти ответ на вопрос. Посетив различные эпохи, проследив, как накапливались знания о звездах, познакомившись с астрономами прошлого и астролетчиками будущего, пареньки пришли к выводу, что все они и есть главные звездные человеки.
В будущее заглянули и авторы экранизации романа Ивана Ефремова "Туманность Андромеды". В 1967 году на экраны вышел одноименный фильм, с подзаголовком "Пленники Железной звезды". Предполагалось, что это будет только первая часть кинокартины. По словам вдовы писателя, Таисии Иосифовны, Иван Антонович скептически относился к идее экранизации, полагая, что при современных технических возможностях вряд ли удастся создать яркий и убедительный кинообраз Эры Великого Кольца, и как в воду глядел.
Автором сценария и главным энтузиастом проекта стал писатель Владимир Иванович Дмитревский. За режиссуру взялся Евгений Фирсович Шерстобитов, снимавший такие пионерские боевики, как "Юнга со шхуны "Колумб", "Акваланги на дне", "Сказка о Мальчише-Кибальчише". В главных ролях снялись кинозвезды Сергей Столяров, Вия Артмане, Николай Крюков, Людмила Чурсина, Геннадий Юхтин и другие актеры. Съемки велись в Крыму. Земные эпизоды снимались в Артеке, архитектура которого выглядела вполне футуристично.
Эпизоды на безымянной планете в системе Железной звезды снимали в крымских степях по ночам, с использованием дымовых шашек. Макет вездехода был смонтирован на танковом тягаче ИС-2-Т, который двигался задним ходом. О том, что идет на работа над экранизацией культового романа писали в советской прессе. Вероятно, ожидания публики были высокие, а результат вышел скромным. Сценаристу и режиссеру не удалось перенести на экран масштаб ефремовского видения будущего, а речь персонажей отдавала плакатным пафосом. Из-за смерти в 1969 году Сергея Столярова, исполнителя роли Дар Ветра, вторая часть так и не была снята.
В 1968 году советский зритель увидел сразу две отечественных экранизации космических произведений Станислава Лема. Короткометражку "Испытание", по одноименному рассказу и двухсерийный телевизионный фильм "Солярис". Первый снял Евгений Константинович Осташенко. Роль пилота Пиркса сыграл молодой Виктор Павлов, в фильме также играл Николай Крюков. Второй - режиссер Борис Эдуардович Ниренбург. В первом советском "Солярисе" роль Криса Кельвина сыграл Василий Лановой, а Снаута - Владимир Этуш. Самой планеты на экране в этом телефильме мы не увидим, но зато в него вошли документальные кадры стыковки американской ракеты "Аджена" с кораблем "Джемени".
Вслед за фильмом "Луна" Павел Клушанцев снимает ленту "Марс" (1968). Игровых эпизодов в нем меньше, чем в предыдущем, хотя композиция сходная. Сначала зритель узнает как изучали четвертую планету Солнечной системы в прошлом. Затем авторы дают слово современным ученым, которые высказывают разнообразные предположения о природе Марса, обсуждая в частности возможность жизни на нем. В числе прочих, рассказывается и об основателе астроботаники Гаврииле Андриановиче Тихове, который был уверен, что на красной планете есть растительность.
Новаторство Клушанцева проявилось и в этом кинопроекте. В фильме показаны не один, а несколько вариантов гипотетической марсианской растительности. Обсуждалась и возможность существования на этой планете высокоразвитой цивилизации. Самым симпатичным персонажем кинокартины стал пес-космонавт, первым высадившийся на Марсе, а затем присоединившийся к своему двуногому товарищу. В общем, как всегда, у Павла Клушанцева, фильм получился познавательным, красочным и оставляющим надежду на то, что человечество будет осваивать космос семимильными шагами.
Завершает десятилетие фильм Бориса Тихоновича Травкина "Космос. Земля. Космос", который вышел на экраны в 1970 году. Этот десятиминутный ролик интересен тем, что снят он в технологии ФОКАЖ - форма, образованная контактом активных жидкостей. Автор добивался того, чтобы химические реакции образовывали на экране разнообразные динамические формы, фантастические образы, которые ассоциировались бы с космическими явлениями. Именно эта технология использовалась при создании образа океана Соляриса, в знаменитом фильме Андрея Тарковского, но об этом читайте в следующих статьях.
Смотрите советские фантастические фильмы!