Сами клиенты порой говорят
"Оффлайн лучше, потому что онлайн проще скрыть что-то, не говорить о чём-то неприятном, даже соврать".
Знаете, с чем сталкивалась (в работе с людьми и сама - будучи клиентом психолога)?
Оффлайн и онлайн психолог не то, чтобы не смотрит за реакцией человека, уткнувшись в свои записи - еще и не слышит слова, потому что в голове есть схема, как строить сессию.
Молчу уж о внимательном наблюдении за тоном голоса клиента и прочими микро-признаками, которые прекрасно видно на камере - чтобы их заметить, достаточно наблюдения за лицом человека.
Да, это дополнительная концентрация внимания для специалиста.
Да, это еще один навык, который есть далеко не у всех.
Да, это требует еще большего внимания к клиенту.
Это, кстати, одна из причин, почему у меня очные и онлайн встречи сейчас стоят одинаково (хотя онлайн я не плачу за аренду кабинета)
Второй аргумент клиентов: "дома дети (кошка, мама, ремонт у соседей)"
А это уже к вопросу, насколько Вам важен результат.
Потому, что лучших - идеальных - условий не будет.
В кабинете психологического центра тоже может раздастся резкий громкий звук.
В то же время - если есть пять детей, "висящих" на маме, сосредоточиться труднее.
Но тогда о какой быстрой работе мы говорим, если краткосрочный подход предполагает упражнения для самостоятельного выполнения дома?
(А для них требуются от 10 до 30 минут времени на себя. Иногда - каждый день).
Возможно, долгосрочные специалисты, которые с радостью берут на себя ответственность за изменения клиента, угощают на встречах чаем с тортом, а по праздникам посылают клиентам сердечки, со мной поспорят.
И все же - что касается курьера и т.п. - клиент, которому известно время встречи, вряд ли будет заказывать пиццу за 10 минут "до"
Есть любопытные данные
"Коммуникационные технологии дистанционного консультирования" (связь между пациентом и доктором, разделенными тысячами километров) применялась еще в конце XIX века.
Телемедицинские и видео-конференции работы с психологами и психиатрами - с 1950-х годов
В США благодаря данному проекту была обеспечена "быстрая и доступная телепсихиатрия и психотерапевтическая помощь".
Что, в числе других причин, стало стимулом для ученых и инженеров-электронщиков к разработке более функциональных технологий.
И все же - возвращаясь к современным онлайн-консультациям.
Вот что пишет на эту тему один из известных сайтов.
"Мне не хватало эффекта «присутствия» во время «онлайн»-встреч. У меня было понимание, что человек по ту сторону экрана со мной, но это не ощущалось в полной мере. Будучи клиентом на «онлайн»-сессии, мне хотелось отвлекаться, сопротивление было сильнее, чем на «очной» встрече".
Ээээ
Что, простите?
Обычно сопротивление происходит, потому что:
- клиенту не понятно, что сейчас происходит;
- нечетко сформулировали цель;
- столкнулись с "блокировкой" и защитой (есть отдельные упражнения, с помощью которых можно их снять):
- дети врываются в комнату и начинают тянуть маму за рукав, происходит пожар или наводнение.
Описанный на сайте пример, конечно, не дает полной информации.
И все же что-то мне подсказывает, что дело здесь не в "онлайн" или "оффлайн".
Очные встречи тоже провожу.
Но количество успешных примеров, когда женщине становится легко ответить маме или мужу от формата никак не меняется.
А Вы как считаете?
Верите ли, что полноценная психологическая помощь возможна только оффлайн?
Поделитесь в комментариях