Найти тему

"Ну онлайн - это же совсем не то, что вживую!"

Сами клиенты порой говорят

"
Оффлайн лучше, потому что онлайн проще скрыть что-то, не говорить о чём-то неприятном, даже соврать".

Знаете,
с чем сталкивалась (в работе с людьми и сама - будучи клиентом психолога)?

Оффлайн и онлайн психолог не то, чтобы
не смотрит за реакцией человека, уткнувшись в свои записи - еще и не слышит слова, потому что в голове есть схема, как строить сессию.

Молчу уж о внимательном наблюдении за тоном голоса клиента и прочими микро-признаками, которые прекрасно видно на камере -
чтобы их заметить, достаточно наблюдения за лицом человека.

Да, это дополнительная концентрация внимания для специалиста.
Да, это еще один навык, который есть далеко не у всех.
Да, это требует еще большего внимания к клиенту.

Это, кстати,
одна из причин, почему у меня очные и онлайн встречи сейчас стоят одинаково (хотя онлайн я не плачу за аренду кабинета)

Второй аргумент клиентов: "дома дети (кошка, мама, ремонт у соседей)"

А это уже к вопросу,
насколько Вам важен результат.

Потому, что лучших -
идеальных - условий не будет.
В кабинете психологического центра тоже может раздастся резкий громкий звук.

В то же время - если есть пять детей, "висящих" на маме, сосредоточиться труднее.

Но тогда о какой быстрой работе мы говорим, если краткосрочный подход предполагает упражнения для самостоятельного выполнения дома?

(А для них требуются от 10 до 30 минут времени на себя. Иногда - каждый день).

Возможно, долгосрочные специалисты, которые с радостью берут на себя ответственность за изменения клиента, угощают на встречах чаем с тортом, а по праздникам посылают клиентам сердечки, со мной поспорят.

И все же - что касается курьера и т.п. - клиент, которому известно время встречи, вряд ли будет заказывать пиццу за 10 минут "до"

Есть любопытные данные

"Коммуникационные технологии дистанционного консультирования" (связь между пациентом и доктором, разделенными тысячами километров) применялась еще в конце XIX века.

Телемедицинские и видео-конференции работы с психологами и психиатрами - с 1950-х годов

В США благодаря данному проекту была обеспечена "быстрая и доступная телепсихиатрия и психотерапевтическая помощь".

Что, в числе других причин, стало стимулом для ученых и инженеров-электронщиков к разработке более функциональных технологий.

И все же - возвращаясь к современным онлайн-консультациям.
Вот что пишет на эту тему один из известных сайтов.

"Мне не хватало
эффекта «присутствия» во время «онлайн»-встреч. У меня было понимание, что человек по ту сторону экрана со мной, но это не ощущалось в полной мере. Будучи клиентом на «онлайн»-сессии, мне хотелось отвлекаться, сопротивление было сильнее, чем на «очной» встрече".

Ээээ
Что, простите?

Обычно
сопротивление происходит, потому что:

  1. клиенту не понятно, что сейчас происходит;
  2. нечетко сформулировали цель;
  3. столкнулись с "блокировкой" и защитой (есть отдельные упражнения, с помощью которых можно их снять):
  4. дети врываются в комнату и начинают тянуть маму за рукав, происходит пожар или наводнение.

Описанный на сайте пример, конечно, не дает полной информации.

И все же что-то мне подсказывает, что
дело здесь не в "онлайн" или "оффлайн".

Очные встречи тоже провожу.
Но количество успешных примеров, когда женщине становится легко ответить маме или мужу от формата никак не меняется.

А Вы как считаете?
Верите ли, что полноценная психологическая помощь возможна только оффлайн?

Поделитесь в комментариях