Один из самых известных (и тому есть несколько причин) парфюм времен СССР – «Тройной одеколон». Будучи, казалось бы, плоть от плоти советским, своим происхождением он обязан, что называется, «буржуазному» миру.
Есть несколько версий происхождения названия «Тройной», а само средство появилось более 300 лет назад. «Официально» история тройного одеколона начинается с 1694 года, когда впервые упомянуто это средство. Тогда оно было описано как спиртовой настой с добавлением некоторых эфирных масел, и встречалось в записях немецких аптекарей. Почему там? Потому что изначально средство преподносилось как лекарство для растирания, обеззараживания и даже приема внутрь. У большинства аптекарей был более менее схожий состав ароматного средства для дезинфекции и растираний. Но на поток производство и продажу спиртовой настойки с оригинальным запахом поставил немец итальянского происхождения Джованни Мария Фарина. Получив в наследство лавку и рецепт, живущий в Кельне предприимчивый аптекарь дал безымянному средству имя по названию родного города – «О-де-Колон», т.е. «вода из Кельна». В состав одеколона на основе 64%-го спирта входили экстракты розмарина, бергамота и лаванды. Существует версия, что названием «Тройной» одеколон обязан именно этому своему тройному составу.
Одеколон стал быстро популярен во всей Европе. Ею «пользовали» все — от радикулита до борьбы с прыщами. Но мужчины оценили и его запах: достаточно резкий, но не слащавый, «брутальный». Одеколон был достаточно крепким, чтобы в его гигиенических свойствах не пришлось сомневаться. Но при этом обладал выраженным приятным ароматом со сложным составом. И, являясь, таким образом, еще и парфюмерным средством, не был вместе с тем чересчур приторным, слащавым или «кондитерским».
В то же время готовившийся к своим – наполеоновским! – планам Бонапарт развернул кампанию по полному обеспечению своей армии всем необходимым. В первую очередь, помимо снаряжения, предполагалось озаботиться и вопросами соблюдения чистоты и обеззараживания. Согласно указу Бонапарта, все фармацевты и аптекари обязаны были предоставить властям доступ к рецептам своих средств. Это было необходимо для свободного и регулярного обеспечения военных медицинской помощью.
Кельнская вода, по упомянутым выше причинам, была безумно популярна буквально у всех слоев населения – им можно было надушиться перед важной встрече, побрызгать лицо после бритья, лечить кожу от высыпаний, растирать напряженные мышцы… Аптекарям, владеющим рецептом одеколона не с руки было раскрывать секрет популярного средства. Воспользовавшись востребованностью одеколона как парфюмом, аптекари зарегистрировали его именно в этом качестве.
Под действие указа заботливого Наполеона кельнская вода не попала. Но, дабы не искушать судьбу, аптекари (читай парфюмеры) обеспечили-таки армию Бонапарта достаточным запасом своего «парфюма».
Не потому ли французские солдаты, воспринятые другими народами в качестве представителей этой нации вообще, с тех самых пор считаются не только известными гурманами, модниками и любовниками, но и следящими за собой? Ведь, выходит, именно французская армия шла в Россию, благоухая «Тройным одеколоном». Естественно, одаренные успокоившимися аптекарями, французские любители одеколона, в походных условиях только его и применяли и как духи, и как средство гигиены, прижигания ран, дезинфекции, защиты от кожных паразитов.
Терпковатый, цветочно-травяной своеобразный аромат и санитарные средства «Тройного одеколона» понравились и многим россиянам. После окончания войны его стали производить и в России. В рекламных целях его преподносили как одеколон «от Наполеона».
Во второй половине XIX века «Тройной одеколон» в нашем Отечестве стали производить на знаменитой парфюмерной мануфактуре Брокара. Это был век новых достижений, разработок, открытий, увеличения масштабов производств. Благодаря обновленному методу теперь из растений получалось извлекать гораздо больше ароматных веществ. «Тройной одеколон» стал еще более «тройным» - отныне содержание эфирных масел в нем стало в три раза выше.
В наших краях средства по уходу за собой, конечно, были. Но носили более естественный, частный характер, были природными, в каждой семье или страте своими. Если до Революции почти вся «массовая» косметика в России была заграничной, будучи элементом чего-то «лишнего», необязательного для того, чтобы производить на Родине, то после 1917 года произошла настоящая косметическая революция. Все, что прежде было доступно лишь избранным, теперь полагалось быть обязательным для любого гражданина молодой страны. Даже на уровне государства эта идея общего равенства в том числе, и в средствах по уходу за собой, достигла всесоюзного масштаба.
Так, ту самую мануфактуру Брокара национализировали и сделали хорошо известной и существующей поныне фабрикой «Новая заря». Ее директором была жена Молотова Полина Жемчужина. С ее лёгкой руки в стране появился и трест «ТЭЖЭ» - это таинственное, с парижским шармом, название расшифровывалось очень просто и прозаично - Трест эфирно-жировых эссенций. Жемчужина наладила производство отечественного мыла, кремов, помад и даже парфюмерии. Интересно, что косметику супруга Молотова решила продавать по максимально низким ценам, даже в убыток - зато все советские модницы получили доступ к своим любимым продуктам. Есть здесь и аналогия с шампанским и оливье, ставшими традицией на русский Новый год. Вспомните: и салат, и напиток были поистине символом дворянского шика в XIX столетии. И вот, после Революции, простые люди «дорвались» до всех этих признаков жизни, которые либо прежде, либо только в других странах доступные лишь богатым.
Так или иначе, продукция ТЖ стала невероятно популярной, а фабрика «Новая заря» много лет снабжала практически весь СССР и духами, и тушью, и ароматным мылом - именно оно было особенно популярно в народе. «Красная Москва», кстати, выпускалась там с 1925 года, как воссозданный существовавший еще с царских времен, аромат. А еще - популярный «Шипр». «Шипр» это по-французски «мох», он составляет основу многих так называемых «шипровых»духов.
При Сталине парфюмерия и духи выпускались очень активно. С чем это связано? Есть версия, что это работало на тезис «жить стало лучше…» и создавало благополучный образ страны. Уже после войны, в стране стали появляться и производства других одеколонов. «Дымок», «Дзинтарс», «Командор», «Огни Москвы», «Саша, Айвенго», «Славутич», «Принцесса цирка» и др. С Оттепелью росло и чувство индивидуального, стало больше доступа к тому, что происходит за рубежом, как там выглядели, одевались, следили за собой современные люди. Сексуальная революция нет-нет, да и доходила гулким эхом до наших граждан. Неудивительно, что и парфюмерная промышленность развивалась активно и бурно.
Никуда не девался не терявший популярности одеколон, с которого мы начали это повествование – «Тройной». Медики рекомендуют использовать антисептики с содержанием спирта не менее 62%,А основой советского рецепта тройного одеколона является 70% спирт. Значит, он уже – проверенное дезинфицирующее средство. При этом ароматическую основу составляют три компонента терпковатых, с горькими нотками - лимон, нероли и бергамот. Эфирное масло нероли - масло, получаемое из цветков апельсина. Нероли обладает освежающим и характерным пряным ароматом со сладкими и цветочными нотками. Во время Перестройки, когда страна переживала «сухой закон», не слишком приторный, крепчайший в спиртовой основе одеколон оказался…заменой «отмененному» алкоголю…