Основные модели развития личности ─ две.
Первая ─ это социогенетическая (акцент на социальные факторы в развитии ребенка) и биологизаторская (тут первичны наследственные факторы в развитии).
И обе они, друзья ─ ни разу не аксиомы, хоть, и стали базой для многих современных концепций: становление личности может опираться не только на социальный фактор или наследственное, но, например, и на саморазвитие, и на культурно-исторический аспект и т.д.
Теорий ─ масса.
В отечественной психологии (в связке с образованием) много внимания уделяется деятельностному подходу и дифференциальному. То есть важно единство психики и деятельности, а также учет индивидуальных различий при становлении личности. Эта специфика тоже во многом (доказательно) определяет тенденции развития Я ребенка.
Какая теория развития личности первична?
Я придерживаюсь взгляда, в рамках которого все факторы важно учитывать при исследовании причин нарушенного поведения и/или развития ребенка. Потому что, исключая что-то одно, появляется риск получить ошибочное представление о той или иной проблеме в целом.
Как, допустим, в ситуации, когда опираясь лишь на доминацию социальной среды в развитии ребенка, как базового фактора, мы не можем доказательно ответить на вопрос, почему в семьях, равнозначных по уровню благополучия, наряду с детьми с гармоничным развитием личности могут расти дети с серьезными нарушениями в Я (при одинаково здоровом физиологическом, психическом состоянии детей)?
Также, если, исследуя причины проблемы, учитывать лишь то, что поведение/состояние ребенка ─ это «симптом» состояния самой мамы или семьи, семейной психодинамики, и что только через работу с мамой/семьей можно решить проблему развития (несоответствующего действующей норме, и при этом исключая физиологические предпосылки проблемы при содействии врача педиатра, невролога и т.д.), а также проблему поведения ребенка, то это будет, как минимум, поверхностно, на мой взгляд.
В качестве гипотезы ─ Ок.
Но для оказания реальной психологической помощи этого будет недостаточно.
Тут, конечно, стоит сделать небольшую оговорку: в случае объективных, выраженных проблем в семье ребенка или в состоянии его матери (допустим, домашнее насилие всех вариаций, частые конфликты, аддиктивное, аморальное поведение членов семьи, психические заболевания или кризисные события социального масштаба), то не нужно игнорировать именно первичное влияние среды на трудности ребенка. Тут все будет «прозрачно».
Но когда дома вполне благополучная ситуация, и мама ─ в порядке, а в поведении ребенка все равно обнаруживаются те или иные отклонения (проявляет агрессию дома, к домашним/вне дома, нервозен, эмоционально нестабилен, плаксив, вспыльчив, апатичен и/или др.), обязательно нужно провести полноценную психологическую диагностику ребенка.
Психологическая диагностика ─ необходимое условие для решения проблемы
Беседа ─ это хорошо: в общении с мамой и ребенком психолог может многое увидеть из того, что способно определить начальный вектор стратегии при оказании надлежащей помощи.
Но куда более глубокий анализ при поиске причин проблемы ребенка реализует специалист с помощью профессиональной психологической диагностики.
Она дает исследовать личностный/психический функционал ребенка с учетом его анамнеза, ведь, в истории каждой семьи могли быть негативные эпизоды, влиянию которых на ребенка не было уделено достаточно времени и внимания.
Например, один из самых распространенных негативных факторов, которые родители часто недооценивают, является их развод. Что-то остается порой нерешенным для ребенка, словно, «застрявшим» в нем, до конца непонятым, пугающим во «взрослом мире», и оттого может начать искать в ребенке выход наружу через самые доступные ему аффекты, чтобы, хоть, немного «разгрузить» его психику от тревог и горестей родительской ситуации ─ через агрессию, протесты, негативизм.
Поведение страдает тут ─ вторым, а, вот, первым страдает … сам ребенок. Сильно страдает.
И это не может не оставить на его личности «шрам».
Психолог выявляет этот «шрам», исследуя, как функционирует психика, что происходит с эмоциональной сферой ребенка, какая связь эмоций и реакций может присутствовать в конкретном случае, что могло быть нарушено (нарушения не равно патология; нарушения могут быть просто искажениями в мировоззрении ребенка в силу некорректно прожитых переживаний им), все ли области его личностного развития соответствуют возрастной норме, какова зона его ближайшего развития (на что, куда ориентироваться в личностном развитии, на какие задачи, чтобы все было хорошо), как скорректировать выявленные проблемы, какие методы подойдут, какие нет, и иные виды диагностической работы.
Непростой и кропотливой работы специалиста.
Зато с таким тщательным, серьезным подходом важные предпосылки уже не упустить и не перепутать что-то одно с чем-то похожим другим, а значит, при качественной профессиональной психологической диагностике будет больше вариантов решения выявленной проблемы. И больше пользы. Ведь, на основе результатов диагностики составляется четкий план коррекционной работы с ребенком ─ это систематическая аффективная практика.
Учитывая влияние диагностики на достоверность определения сути проблематики, важно выбирать психолога, который по праву полученного образования может реализовать диагностическую работу.
И это дает не просто «бодрый старт» при оказании нужной помощи для успокоения самых скрупулезных родителей. Нет.
Диагностика ─ обязательная часть работы профессионального психолога с функционалом детской психики. И никогда не стесняйтесь уточнять заранее, обучен ли ей ваш специалист.