Найти в Дзене
Мекленбургский Петербуржец

Немцы недовольны ЕС: результаты соцопроса ARD-DeutschlandTrend расстроили евро оптимистов

Согласно результатам последнего соцопроса от ARD-DeutschlandTrend жители ФРГ несколько устали от непредсказуемой политики Евросоюза, приносящей стране не только экономические бонусы, как крупнейшей экономике, занимающейся эмиссией евро и поглощающей слабые национальные рынки более мелких стран-членов, но и существенную головную боль. Конечно, немцы в целом пока ещё далеки от идеи Dexit — выхода из ЕС вслед за Великобританией, однако подобные идеи уже начинают закрадываться в отдельные германские головы. Косвенным признаком этого является повышение популярности партии “Альтернатива для Германии”, достигшей второй строчки в рейтинге электоральных предпочтений немцев. Выход из ЕС или по крайней мере сокращение зависимости от Брюсселя — один из элементов её политической платформы.

Германия превыше всего

Лишь 41% немцев чувствует сильную эмоциональную связь с Европой, в то время как 56% практически не ощущают своей идентичности с европейской общностью. Является ли это признаком пробуждения национального самосознания, пока не ясно, но то, что немцы стали видеть свою идентичность в национальном, а не в надгосударственном свете — безусловно хороший знак. Меня в этом плане всегда удивляли жители западных регионов Германии, с деформированным денацификацией сознанием и реально стыдящиеся своего немецкого происхождения. На вопрос “Кто ты?”, житель Саарбрюкена или Северного Рейна-Вестфалии на рубеже 2000-2010-х годов зачастую отвечал: “Я — европеец” и при этом давал своим детям интернациональные имена — например, Джонни или Энди. В бывшей ФРГ — боже упаси назвать ребёнка Готфридом или Зигфридом. Это не запрещено, но соседи сразу начнут коситься и шепотом говорить о том, что на такое способны только бывшие “осси”, приехавшие из самого дремучего угла бывшей ГДР и так до конца и не избавившиеся от националистических предрассудков.

Dexit?... Пока нет. Но это только пока.

Лишь 26% немцев считают, что Германия выигрывает от членства в ЕС (минус 14% к показателям 2020 года). Столько же — 27% — считают, что Германия страдает от членства в ЕС (+12%), однако 41% придерживается сбалансированного мнения, что недостатки членства в Евросоюзе являются логическим продолжением его достоинств. Здесь всё более или менее понятно. Дело в том, что за два года пандемии, в течение которых ЕС-овские структуры неоднократно демонстрировали свою нескоординированность и ограниченную компетентность в вопросах ограничений, а также стандартизации вакцин и снабжения оными европейского населения, они во многом утратили свою легитимность в глазах ЕС-овских обывателей.

Во всяком случае, покинуть ЕС по примеру Великобритании готовы лишь 14% немцев. Но здесь необходимо отметить, что в Германии даже довольно образованные люди имеют очень слабое представление о том, что произойдёт в случае выхода. Все, например, панически боятся того, что после этого обладателям немецких паспортов будет запрещено свободно ездить по Европе, а также работать за рубежом.

Безопасность превыше всего

Хотя две трети немцев (68%) продолжают считать, что благодаря ЕС они находятся в большей безопасности в Европе, доля евроскептиков в вопросах безопасности продолжает расти: в 2019 году оптимистов было на 10% больше. Здесь скорее удивительно, что цифра верящих в большую безопасность для стран ЕС до сих пор столь высока. Учитывая весьма беззубую и несогласованную политику членов ЕС в вопросах безопасности, за последний год по-моему каждому в Европе стало понятно, что без заокеанского куратора разноголосый хор европейских армий, возглавляемых некомпетентными гражданскими чиновниками, рассыпется как карточный домик.

-4

Более объективным отражением вышеизложенного являются следующие цифры: 53% (-9% к 2019 году) граждан ФРГ хотели бы видеть общую армию стран ЕС, а 34% считают, что общеевропейская армия вообще должна заменить собой национальные армии, включая бундесвер. Треть немцев (32%) отвергают какую бы то ни было идею общеевропейской армии и предпочитают полагаться на национальные вооружённые силы.

Украинский вопрос

Несмотря на непрерывную проукраинскую пропаганду, немцы всё же стараются сохранять здравомыслие в вопросах украинских гарантий. 52% жителей ФРГ считают, что в долгосрочной перспективе ЕС должен принять Украину в свои ряды. Однако поддержка жителей ФРГ в этом вопросе продолжает снижаться (-6% к февралю 2023 года). Что совсем неудивительно: восстанавливать разрушенную экономику Украины за счёт немецких налогов не хочется ни одному немцу, и так изнывающему под одним из самых высоких в Европе налоговым бременем.

53% немцев не удовлетворены работой своей соотечественницы Урсулы фон дер Ляйен на посту председателя. В 2021 году недовольных фон дер Ляйен было аж на 17% больше: видимо два года назад на оценке сказалась неэффективная работа ЕС в области борьбы с пандемией. Но вообще, если ориентироваться на беседы с рядовыми немцами, Урсулу фон дер Ляйен поддерживает лишь ограниченный круг женщин-феминисток, гордых тем, что представительница условно слабого пола достигла таких высот в политике. Большинство же жителей ФРГ испытывает к Урсуле фон дер Ляйен ярко выраженную неприязнь ещё со времён её работы на посту министра обороны Германии.

Геополитические симпатии

-6

Большинство немецких респондентов (42%) продолжает поддерживать сотрудничество США и ЕС. Впрочем, тех, кто считает, что связи с заокеанским старшим братом следует свести к минимуму, тоже немало — 22%. А вот за сокращение связей с Китаем выступает почти каждый второй — 47%. Здесь, как ни печально, мы имеем дело с результатами пропаганды, транслируемой через мейнстримные медиа. США — безусловный друг, Китай — потенциальный противник. Далеко не у каждого немецкого бюргера достаточно знаний, времени и опыта работы с источниками для того, чтобы разобраться в хитросплетениях мировой политики и сделать выводы самостоятельно.

Грегор Шпицен