Найти в Дзене

Негативные послания родителей, формирующие низкую самооценку ребенка.

Как я писал уже в предыдущих статьях, что на самооценку ребенка, в значительной степени влияет среда, в которой он растет и развивается.  В этой статье мы рассмотрим научный подход к выявлению признаков деструктивного родительского поведения, которое может способствовать низкой самооценке у детей.

  • Негативный эмоциональный климат.
    Негативный эмоциональный климат, характеризующийся частыми проявлениями гнева, критики и враждебности, может пагубно сказаться на самооценке ребенка. Исследования показывают, что дети, которые постоянно испытывают негатив в общении между родителями и детьми, скорее всего, усвоят эти негативные послания, что приведет к чувству неадекватности и низкой самооценке. Создание положительного эмоционального климата, основанного на сочувствии, понимании и открытом общении, очень важно для укрепления самооценки ребенка.
  • Нереалистичные ожидания.
    Установление нереалистичных ожиданий для детей, оказывает на них чрезмерное давление и может подорвать их уверенность и веру в себя. Когда у родителей жесткие и завышенные ожидания, дети могут постоянно чувствовать, что они не справляются, что приводит к негативному самовосприятию. Важно, чтобы родители устанавливали реалистичные и соответствующие развитию ребенка ожидания, которые позволяют ему расти индивидуально и признают его уникальные способности и сильные стороны.
  • Отсутствие эмоциональной поддержки.
    Эмоциональная поддержка со стороны родителей, играет жизненно важную роль в развитии самооценки ребенка. Когда родители не оказывают эмоциональной поддержки, такой как искреннее сочувствие, одобрение, значимость, принятие, дети могут воспринимать свои эмоции как недействительные или неважные. Это может способствовать возникновению чувства изоляции, никчемности, снижению самооценки и не пониманию своих чувств  и желаний.
  • Непоследовательная или жесткая дисциплина.
    Непоследовательная или жесткая дисциплина в семье, может пагубно сказаться на самооценке ребенка. Частая критика, суровые наказания или непредсказуемые реакции могут привести к чувству страха, стыда и неадекватности. Последовательная, справедливая и соответствующая возрасту дисциплина, в сочетании с четким объяснением ожиданий и последствий, имеет решающее значение для формирования у детей чувства безопасности, самоконтроля и здоровой самооценки.
  • Негативное сравнение.
    Негативное сравнение детей с другими, будь то братья и сестры, сверстники или даже ожидания родителей, может серьезно повлиять на их самооценку. Негативное сравнение дает понять, что ребенок недостаточно хорош или его ценят таким, какой он есть. Вместо этого важно сосредоточиться на уникальных сильных сторонах каждого ребенка, создавая среду, в которой отмечается индивидуальность и поощряется личностный рост, не прибегая к сравнениям.
  • Отсутствие привязанности и тепла.
    Выражение любви, тепла и привязанности очень важно для развития самооценки ребенка. Отсутствие ласковых жестов, таких как объятия или словесные подтверждения, может привести к ощущению эмоционального пренебрежения и повлиять на самовосприятие ребенка. Регулярные проявления привязанности и словесные выражения любви обеспечивают надежную привязанность, прививают чувство принадлежности и способствуют формированию позитивной самооценки.

А какие вы еще знаете негативные родительские послания?