В прошлом году известный актёр объявил о завершении своей кинокарьеры в связи с тем, что у него начала развиваться афазия - нарушение речи. Недавно его семья сообщила, что ему был поставлен более точный диагноз: фронтотемпоральная или лобно-височная деменция. Что это означает и что ждёт его дальше?
Как правило, разным видам деменции дают название в зависимости от того, какие отделы мозга повреждаются. В случае Уиллиса, разрушению подвержены два отдела: фронтальный (лобные доли) и темпоральный (височные доли). Деменция - нейродегенеративное заболевание, что означает, что нейронные связи в структурах мозга постепенно ослабевают и разрушаются, а человек утрачивает выполняемые ими функции.
Лобные доли, или фронтальная область, отвечают за мотивацию, силу воли, планирование, способность начинать действия и принимать решения. Например, детям очень сложно контролировать своё поведение, ставить цели, планировать путь к ним, потому что у них пока ещё слабо развиты эти отделы. Также там расположена зона Брока, ответственная за порождение речи (когда говорим и пишем мы сами). С височными долями связаны функции распознавания речи (когда кто-то говорит или мы читаем текст), научения и памяти.
К чему приведёт разрушение этих областей мозга?
Если мы посмотрим на историю Уиллиса, первым среди его симптомов была афазия или нарушение речи. Хотя первое официальное заявление было сделано в 2022 году, люди работавшие с Брюсом на съёмках замечали странности в его поведении в течение последних нескольких лет. Он забывал свои монологи, ему требовался микрофон в ухе, через который ему подсказывали его строки. Специально нанятый для этого человек получал 4 тысячи долларов в неделю. Затем агенты звезды начали выставлять продюсерам и режиссёрам всё новые и новые требования: сократить всю роль в фильме с 25 до 5 страниц сценария, сократить количество монологов, сократить количество съёмочных дней и каждую смену до 8 часов. При этом он уже был не способен запомнить и повторить даже короткие реплики, а потом стал путать и действия на площадке. В одной сцене он выстрелил из холостого оружия в актрису, героиню которой по сценарию должен был защищать. Как видите, всё это соответствует описанному выше течению болезни.
Вид нарушений тоже зависит от того, какой участок больше не проводит сигналы между нейронами. Больной может неправильно воспринимать звуки ("дом" и "дым" - это одно и то же) или, наоборот, путать так звуки, когда говорит, и не замечать этого, или замечать что что-то не то, но не суметь понять, что именно. Бывает, что страдающий афазией не может выбрать правильную форму слова: "Я пойти к он завтра" - разрушается грамматика, или он забывает слова и их значения, или вообще ничего не говорит, потому что не работающие лобные доли даже не позволяют ему иметь намерение и планировать высказывание.
Увы, остановить процесс разрушения пока нельзя. Это значит, что по мере того, как истончаются нейронные связи человек перестаёт управлять своими действиями, мыслями, движениями (во фронтальной части так же находится моторная кора, которая руководит всеми движениями тела)
НО
Можно отодвинуть начало этого разрушения - для этого необходимо интенсивно использовать свой мозг. Учёные по этому поводу шутят, что Альцгеймер должен быть у всех, просто не все до него оживают.
Исследование на 74 пожилых постояльцах дома престарелых показало, что владение двумя языками минимум на 4 года замедляет проявление симптомов, но даже при их наступлении, в первую очередь утрачивается второй (иностранный) язык, и только потом родной. Таким образом, чем больше будет наш "забор" из освоенных языков, тем медленнее будет происходить их "испарение". Кроме того, когда мы активно используем два и более языков и постоянно переключаемся между ними, нам приходится подавлять все, чтобы говорить на каком-то одном. Таким образом мы развиваем навык когнитивного контроля, он как раз осуществляется лобными долями, а значит постоянно их задействует, и активная работа тканей дольше не даёт им разрушаться.
В статье 21го года во Frontiers (а это очень уважаемый журнал) предлагается использовать обучение второму языку как превентивные меры, чтобы замедлить развитие нейродегенеративных заболеваний в обществе в целом. Особенно в силу того что в странах со средним и низким доходом средств на лечение всё равно нет.
Так что давайте будем заботиться о своём мозге - давать ему разнообразную работу: можно языки, можно танцы - главное учиться чему-то новому! Life-long learning - это не только про навыки, но и про здоровье.
Исследователи активно ищут как лекарства, так и причины нейродегенеративных заболеваний. В последние месяцы были новости об успехах, но до момента, когда это лекарство можно будет назначить, ещё нужно время. Поэтому - наше здоровье в наших руках!