Найти в Дзене
Александр Матусевич

Перголези известный и неизвестный

К 30-летию международного хорового коллектива «Московская оратория» в Соборной палате Московского епархиального дома состоялись мировые премьеры двух кантат великого итальянского композитора Джованни Баттисты Перголези.

Перголези — имя известное: два его самых знаменитых опуса звучат весьма часто на мировых и российских площадках. Это опера-буффа «Служанка-госпожа», первая в истории жанра, и кантата «Стабат матер» - лебединая песнь невероятно рано ушедшего из жизни (в 26 лет) композитора. Но что нам известно об остальном наследии композитора, исполняется ли оно, на слуху ли? Из его больших опер («Служанка-госпожа» - опера-интермедия, исполнявшаяся между актами оперы-сериа «Гордый пленник») на мировых сценах не звучит ничего, за исключением редких премьер небольшого фестиваля в Йези, маленького городка близ Анконы — Перголези родился именно там. Да и тот не монографический — посвящен он не только Перголези, а еще и Гаспаре Спонтини, уроженцу тех же мест, композитору совершенно другой эпохи и стилистики. Да и по правде говоря, сам фестиваль — малобюджетный и нестабильный, относительно молодой (возник уже в нашем веке), поэтому сильно полагаться на него в плане популяризации наследия Перголези не приходится. Не часто звучат и прочие (помимо «Стабат матер») духовные сочинения автора. Например, его «Магнификат» - раннее и тем не менее интересное сочинение, очень редко можно встретить в концертных афишах.

Впрочем, в отношении Перголези термин «раннее» очень условен, учитывая краткость его жизни. А может быть композитор написал очень мало, коли прожил так недолго, и исполнять собственно нечего? Однако информация, имеющаяся в музыковедческой литературе и каталогах европейских библиотек, говорит совсем об обратном — композитор был весьма плодовит и оставил внушительное наследие. Некоторые из этих сочинений, видимо, никогда не звучали со времен самого Перголези, а, возможно, не исполнялись и при его жизни.

Именно такую премьеру, по некоторым оценкам, мировую, приготовил к своему юбилею хор «Московская оратория». Это любительский коллектив, в котором значительную часть с самого основания составляли иностранцы, проживающие в Москве — от студентов до сотрудников дипломатических миссий. Руководит коллективом известный хормейстер Александр Цалюк, также создатель и руководитель московской «Хасидской капеллы». Кантаты Перголези — уже не первая акция международного хора по возвращению в концертную практику забытых сочинений. В прошлые годы хор исполнял такие неизвестные широкой публике, или даже вовсе заново открытые сочинения как мессы Яна Дисмаса Зеленки, юношеские кантаты Равеля, «Семь слов» Теодора Дюбуа, Реквием Джованни Боттезини и др.

На этот раз «Московская оратория» в содружестве с другими хоровыми коллективами (его состав был усилен Московской мужской еврейской капеллой, Сводным хором студентов Университета им. Косыгина, вокальным ансамблем «Arielle» - руководитель Эльмира Дадашева), камерным оркестром «Quantum Satis» (худрук Сергей Фильченко) и солистами Елизаветой Пахомовой (сопрано), Юлией Проняевой (меццо), Уриэлем Гранатом (тенор) и Алексеем Тюхиным (баритон) представил два духовных хоровых произведения Перголези на текст католической молитвы «Miserere». Музыковед Александр Великовский в буклете к концерту указывает: «В основе обоих опусов лежит текст 50-го Псалма Давида «Miserere mei, Deus» (Помилуй меня, Боже) — одного из самых известных псалмов, выражающих глубокое покаяние о греховности и усердную молитву о помиловании. Многие композиторы обращались к тексту Miserere. Среди самых известных примеров — произведения Аллегри, Палестрины, Джезуальдо, Депре, Лассо, написанные в строгом, возвышенном стиле. Miserere до минор Перголези написаны под влиянием галантного стиля».

В наш век безмерного распространения всякого рода фальшивок и фейков во всех областях, естественно одним из первых встает вопрос авторства обнаруженных сочинений. Тот же буклет гласит: «Впервые в нашей стране и впервые в мире прозвучат два сочинения гениального итальянского композитора Джованни Перголези – Мизерере II и Miserere P. 344.
Найденные совсем недавно в одной из европейских библиотек рукописные авторские партитуры были тщательно изучены и профессионально набраны нами для первого исполнения». К сожалению более точной информации об этом получить не удалось, единственно, что удалось конкретизировать, что опусы были найдены в библиотеках Франции и Англии в 2022 году. Партитуры для концерта были подготовлены издательством «R. Schmidt Sheet Music» (главный редактор Роман Кузнецов), специализирующимся на издании забытой или утерянной музыки, а также на работе с современными композиторами.

При этом музыковед, композитор и клавесинист Дмитрий Коростылев, занимавшийся редактированием кантат для издания и концерта и сам принимавший в исполнении участие, справедливо отмечает: «Удивительно, но с именем Перголези связано феноменальное количество ложно приписанных ему сочинений — более трёхсот, — причём часто очень и очень талантливых авторов! Это было какое-то поветрие среди композиторов и издателей, длившееся вплоть до конца XVIII века и оставившее музыкальный мир лишь во второй половине XX столетия (к сожалению, нельзя точно сказать, кто более виноват в этом: авторы, делавшие подлоги, или издатели на вроде Роберта Бремнера, в 1780 году издавшего под именем Перголези выдающиеся двенадцать трио-сонат скрипача Доменико Галло). Эти сонаты, кстати, многим известны по «мистификации в квадрате» — балету великого любителя создавать перевоплощения чужой музыки в своих модернистских одеждах — «Пульчинелле» Игоря Стравинского. Интересно то, что великий русский авангардист искренне верил в то, что написал балет на музыку Перголези, тогда как из двадцати одной пьесы, использованной в «Пульчинелле», тому принадлежат лишь десять, семь — сочинения Галло, а ещё четыре — вообще пера других авторов. Из двух сегодняшних Miserere, судя по стилю, одно всё же не было написано Драги (но, тем не менее, неразрывно теперь связано с его именем и вне связи с ним, наверное, в истории музыки уже и не будет вспоминаться). Другое же — Miserere P. 344 — очевидно, написано самим Перголези». Напомним, что Драги — оригинальная фамилия композитора, в то время как Перголези — скорее прозвище, означавшее происхождение его рода из местности Пергола.

Что же в итоге слышит публика, которая не видела партитур, не углублялась в музыковедческие штудии и не знает всех нюансов и предыстории? Те, кто знаком со «Стабат матер», безошибочно почувствуют и угадают в исполняемых сочинениях стиль не просто Перголези, а автора именно этой всемирно известной кантаты. Словно оба Мизерере — лаборатории, в которых композитор экспериментировал, а потом лучшее взял в свое итоговое сочинение. Стилистические особенности, приемы, голосоведение, даже очевидно похожие обороты и мелодии или даже просто цитаты — все оттуда: словно расширенный и «утяжеленный» вариант «Стабат матер». Если последнее — сочинение сугубо камерное (две солистки, инструментальный квартет, а не оркестр, пусть и камерный, и орган — никакого хора в оригинальной версии не предполагалось, традиция хоровой интерпретации возникла уже позже), то оба Мизерере по-барочному пышны — полноценный квартет солистов, внушительный оркестр, еще более внушительный хор. Обе кантаты достаточно продолжительны по звучанию, каждая спокойно заполняет целое концертное отделение. В целом музыка — несказанной красоты и цельности, драматургической зрелости, развитости и завершенности, безусловно, «высший пилотаж» барокко, при чем предвосхищающий грядущий классицизм. Хоровые номера чередуются с сольными высказываниями вокалистов, которые поют то индивидуально, то в дуэтах, то в дуэтах попарно, то в трио или квартете, а то и в перекличке с хором в рамках одного номера: композитор предложил множество вариантов.

-2

Что касается исполнения, то в целом оба сочинения были представлены достойно. Объединенные хоровые коллективы звучали слаженно и сбалансированно, хотя чувствовалось, что звук неоднороден и хор сводный. Но в то же время сила звука, его мощность и густота были приемлемыми в рамках барочной стилистики — нигде не пережали и не «утяжелили», постарались добить легкости и прозрачности звучания. Оркестр заслуживает только похвал, несмотря на имевшие место помарки — прежде всего от его игры веяло витальной энергией, молодой свежестью, присущей музыке Перголези в целом. Среди солистов особое впечатление произвели дамы. Что касается кавалеров, то, похоже, партия нижнего голоса все же больше бы подошла басу, чем баритону, а тенор был откровенно слаб — несмотря на приятный голос пел он весьма неуверенно, а кроме того, из-за тембрально-тесситурной близости мужских голосов между ними не получилось должного контраста, который бы был только на благо их ансамблю.

Тем не менее, трудно переоценить культуртрегерский посыл состоявшегося концерта. Очень бы хотелось, чтобы вновь обретенная дивная музыка Перголези, пусть во многом и знакомая нам по его вершинному сочинению, звучала впредь в мировых и российских концертных залах, а не пылилась на полках библиотек и под замком у издателей.

8 июня 2023 г., "Играем с начала"