Найти тему

Архитектура как бизнес

В Петербурге начала прошлого века, с его масштабным строительным бумом и стремительным ростом городского населения, профессия архитектора играла особую роль. Высокий спрос и солидные капиталы, пришедшие на рынок доходной недвижимости, позволили целой плеяде талантливых мастеров реализовать массу замечательных идей и проектов. И речь конечно шла не только об архитектуре, как искусстве, но и о вполне прозаических возможностях заработать своим искусством весьма приличные деньги. Многие столичные зодчие того времени не только работали для частных заказчиков. Они обзаводились и собственной доходной недвижимостью. Как правило это был один, ну максимум два дома. Впрочем были среди них и те, кто рассматривал подобные инвестиции не просто в качестве скромного дополнительного источника доходов, а как вполне самостоятельный и очень серьезный бизнес. Самый известный пример – один из корифеев петербургского модерна - Александр Сергеевич Хренов, застроивший собственными доходными домами значительную часть Таврической улицы. Пример, о котором вспоминаю гораздо реже и то наверное только специалисты - выпускник императорской Академии художеств и владелец собственной строительной конторы – Михаил Борисович Кварт.

 

Будучи выходцем из мещанского семейства города Белосток, Кварт еще в годы учения своего в Петербурге подавал большие надежды и питал большие амбиции. В 1896-м, заручившись ходатайством учебного заведения, он хотел вернуться на родину в качестве городского архитектора. Не получилось. И, по слухам, его еврейское происхождение сыграло тут не последнюю роль. Вероятно по той же причине, получив звание художника-архитектора, Михаил Борисович остался в Петербурге и попыток устроиться на службу более не предпринимал. Он пошел другим путем. Частный бизнес, безусловно, был занятием менее стабильным и более рискованным. Но именно эта «свобода выбора и действий» позволила Кварту без особых ограничений реализовать свой творческий потенциал и, в конечном итоге, весьма неплохо заработать. Он не стал замыкаться исключительно на архитектурных вопросах. Значительная часть построенных им зданий были его собственные доходные дома. 

 

Особенности ведения дела, в котором проектирование, строительство и сдача площадей в аренду были сосредоточены в одних руках, определяли свои правила игры. С одной стороны Михаил Борисович, явно отдававший предпочтение стилистике позднего столичного модерна, был склонен к интересным экспериментам, как с формами так и с декоративными деталями. С другой – обеспечение высокой доходности требовало максимально эффективного использования застраиваемых площадей для жилых помещений, а также учета возможных запросов и вкусов потенциальных арендаторов. В такой ситуации Кварт умудрялся находить весьма любопытные решения. Пожалуй самым ярким и нетривиальным примером подобного сочетания новаций и практицизма, на мой взгляд, стал доходный дом Михаила Борисовича на углу 3-й Рождественской улицы и Калашниковского проспекта.

 

Строительство довольно большого здания было завершено в 1911-м. В профиле – это типичный треугольник с «уплотненной» планировкой, характерной для того времени. Принцип максимального использования имеющейся площади тут реализован в полной мере. Три парадные лестницы с узкими лестничными маршами и тесными площадками.

-2
-3
-4

Свободное пространство сведено к минимуму, правда достаточно хорошо освещено широкими окнами.

-5
-6

Скорее за счёт формы, чем за счет размеров «сжатого» внутреннего двора на который они выходили.

-7

Единственной «отступление» от общего рационального подхода - просторные холлы парадных, но это, наверняка было наиболее оптимальным вариантом для демонстрации весьма необычных декоративных фантазий архитектора…

 

-8
-9

Когда создавался этот проект, излюбленный Квартом модерн уже активно вытеснялся новой модой на неоклассику. Отступал он медленно, как правило «скрываясь» в парадных или трансформируясь в необычные рационалистические формы «честной архитектуры». Михаил Борисович пошел по второму пути. Тут нет характерной плавности и «текучести» линий. Угловатые, «рубленные» эркеры. Однообразная череда окон. Даже определённая тяга к четкой и понятной симметрии.

-10

Этакий уверенный шаг к конструктивизму «через голову» господствовавших увлечений. О модерне здесь напоминала отделка фасада материалами разной фактуры и элегантный угловой купол, который до нашего времени не сохранился. И конечно лепной декор… Совершенно неожиданный…

 

Вариантов такого декора существовало множество. От различных представителей фауны до загадочных женских маскаронов. А тут… Дети играющие на дудке и пускающие мыльные пузыри…

-11

И фасадом дело не ограничилось. В парадных мы опять найдем «детскую тему».

-12

Хотя в парадной она уже дополнена более знакомыми, в том числе и характерными «дамскими» мотивами модерна в своеобразной авторской интерпретации.

-13
-14

Что хотел сказать всем этим Михаил Борисович или для чего он выбрал такую тематику декора судить не берусь, но после окончания строительства, при всем богатстве выбора, Кварт переехал в собственную квартиру именно в этом доме. Правда, что тоже весьма примечательно, он довольно быстро продал это здание, хотя еще целый год жил здесь уже при новых владельцах.

 

-15

Покупателем дома в 1914-м стала Ольга Николаевна Лопатина – в замужестве Меранвиль-де-сент-Клер. И тут стоит сказать пару отдельных слов, хотя прямого отношения к теме это и не имеет. Супруг Ольги Николаевна – маркиз Константин Николаевич Меранвиль-де-сент-Клер, маркизом конечно был весьма формальным. Его дед, представитель давно обедневшего дворянского семейства, перебрался в Россию из наполеоновской Франции. Его отец служил уездным полицейским исправником, а сам Константин Николаевич и его братья служили в отдельном корпусе жандармов. В 1895-м жандармский полковник Меранвиль-де-сент-Клер в одночасье стал известен всей стране, но, полагаю, такой известности он конечно предпочел бы избежать. Дело в том, что «по близкому знакомству» Константин Николаевич ввязался в неоднозначное дело о разделе наследства использовав для давления на одну из сторон служебное положение и взяв деньги за свои услуги. При этом, полковник упустил из виду, что родственником «пострадавшей стороны» был влиятельный эстляндский губернатор Евствфий Николаевич Скалон. В результате дело получило огласку и просто сенсационный резонанс. Стороны оказались в суде, а в интересах истца выступил знаменитый Федор Никифорович Плевако. Как следствие всего этого описание скандальной истории было опубликовано отдельной брошюрой для широкой публики под названием «Особняк на Васильевском острове», материалы дела появились в официальном Журнале министерства юстиции, а сам Константин Николаевич угодил в сибирскую ссылку. Правда из Сибири он бежал… Но. В 1917-м в доме, о котором сегодня был рассказ, Константин Николаевич числился жильцом, а само здание все еще принадлежало его второй супруге Ольге Николаевне… Хотя тут тема совсем другого рассказа.

 

Построивший это замечательное здание Михаил Борисович Кварт к тому же 1917-му был весьма преуспевающим предпринимателем и известным в столице зодчим. При этом, он проектировал не только дома, но и целый ряд памятников на Преображенском еврейском кладбище. В столице ему тогда принадлежало уже семь различных зданий. По сути он был на самом пике своей замечательной карьеры. Но у судьбы свои причуды… Сегодня конечно трудно предполагать, как могла сложиться карьера талантливого бизнесмена-архитектора после революционных событий. У многих его коллег она была довольно успешной и при новой власти. А Михаилу Борисовичу работать при ней не пришлось. Он скончался в ноябре 1917-го. Ему было 47 лет…

 

Такая вот история.

P.S. Внутренние фото из разных парадных, но наиболее показательные в общей массе.