Бывшее общежитие, сейчас многоквартирный дом. Часть жилых помещений приватизирована, часть в соцнайме. Пятиэтажку обслуживает управляющая компания. Организации менялись в последние годы. Одна особенность - несколько лет жителям не выставляли счета за различные виды услуг. Ни ресурсники, ни коммунальщики.
Татьяна Волкова: «С 2018 года у нас не ходили квитанции совсем. Ходили девочки узнавали к какой тепловой компании мы относимся, что нет квитанций. Одна тепловая компания нас отфутболила, сказала, что мы не относимся к ним, другая отфутболила и мы успокоились, что никто нас не ведет».
Прошлой осенью жильцы стали получать судебные приказы - несколько ресурсоснабжающих организаций решили взыскать оплату за услуги. К примеру, «ЭнергосбыТ Плюс» выставил счета за 14 месяцев. Потребителям объясняли, что ранее делать это на законных основаниях не могли - управляющая организация, тогда это был «Дом Сервис», больше года не предоставляла энергетикам необходимые документы. Кто-то из жителей пошел решать вопрос с рассрочкой платежа, кто-то оплатил счета, потому что оплачивать все равно придется. Но в Госжилинспекцию написали коллективную жалобу - просили проверить действия энергокомпании и коммунальщиков.
Анастасия Данилова, начальник отдела Госжилинспекции: «Службой были проведены проверочные мероприятия и в отношении управляющей компании и ресурсоснабжающей организации. По итогам документарной проверки управляющей организации установить факт нарушения не представилось возможным. По итогам документарной проверки в отношении ПАО Т плюс был выявлен факт неначисления жителям оплаты за отопление с ноября 2021 года по декабрь 2022 года в связи с чем в адрес ресурсоснабжающей организации были выданы рекомендации, а материалы проверки направлены в управление Роспотребнадзора для возбуждения дела об административном правонарушении».
Так, одна управляющая компания, «Дом Сервис» ответственности избежала, а другая, «Гарант-Сервис» вовсе пытается сейчас в судебном порядке получить с жильцов деньги. Неожиданно оказалось, что они должны и «Гаранту» десятки тысяч. Исковые требования выставили и уже умершим гражданам, и детям.
Екатерина Волкова: «Я хотела оплатить кое-что и зашла в Сбербанк, чтобы посмотреть, сколько денег на карте. Я зашла и там написано про взыскание и арест и всё, я не могла ничего оплатить».
Одна из жительниц рассказывает, ей выставили долг перед «Гарант Сервисом» в 120 тысяч рублей. Причем за помещение, которое принадлежит соседям. Разобраться во всей этой путанице жителям не под силу, а на юристов просто не хватает денег. При этом к содержанию дома и к самим услугам у них много вопросов. Но хотя бы протекающую крышу должны наконец отремонтировать.
Анастасия Данилова, начальник отдела Госжилинспекции: «Было установлено, что в ненадлежащем состоянии находится кровля дома, но при этом обслуживающей организацией был представлен договор на проведение капитального ремонта в течение этого года, в связи с чем нарушения по данному факту установить не удалось».
В Жилинспекции поясняют, что у жителей есть право вновь обратиться в службу, тогда инспекторы организуют повторный выезд, по итогам которого коммунальщикам выдадут предписание. А вот ситуацию с долгами скорее всего придется решать в суде.
Татьяна Прокопенко, Владимир Хмелев, Денис Железов, телекомпания «Барс»