29,6K подписчиков

Прогулка по Моховой улице: богатая история и архитектура на любой вкус

272 прочитали

Приветствую всех читателей моего канала. Сегодня я хотел бы вернуться к своему излюбленному формату виртуальных экскурсий, дабы максимально подробно рассказать вам об одной из самых интересных улиц в центре Петербурга - о Моховой!

Не буду тянуть со вступлением - давайте же сразу перейдём к делу. Для начала определимся с историей названия улицы (в конце концов, Моховая - довольно необычный топоним), а уж после этого изучим улицу более подробно - от дома к дому!

История названия улицы: мох или хам?

Какая мысль приходит в голову первой при прочтении названия Моховой улицы? Конечно, все мы сразу думаем о мхе: быть может, улицу назвали так из-за того, что когда-то на ней рос мох? Или, возможно, эта улица была сырой, и мох проникал в расположенные на ней жилые дома?

А вот и нет! Петербургская Моховая улица не имеет никакого отношения ко мху (в отличии от Моховой улицы в Москве. которая действительно названа так из-за того, что в старые времена на ней располагался рынок, на котором торговали сухим мхом). История названия петербургской Моховой куда более интересна: данный топоним происходит от слова "хам". Но не подумайте, что речь идёт о каком-то грубом человеке - нет, в данном случае мы говорим о другом значении этого слова: в прежние времена хамом называли льняное полотно. Отсюда и происходит хорошо известное нам слово Хамовники (очередное пересечение с Москвой).

В Петербурге тоже были свои Хамовники - небольшая слобода, занимавшаяся производством льна. И находилась она как раз на месте нынешней Моховой улицы, которая изначально и вовсе называлась Хамовой. Однако такое название было не очень то благозвучным (оно вызывает ненужные ассоциации с другим значением слова "хам"). С конца 18 века её название преобразовалось в "Маховую", а в 1826 году за ней закрепили название "Моховая", которое сохранилось до наших дней!

Прогулка по Моховой: интересная архитектура и ещё более интересная история!

Изначально я планировал проложить свой маршрут с севера на юг - от первого дома на Моховой улице (дом №1) до последнего (дом №48). Однако позднее я решил поменять концепцию прогулки. Связано это с двумя моментами: во-первых, именно в конце Моховой находится самая старая её постройка и одновременно с этим её главная достопримечательность - Симеоновская церковь. Во-вторых, перспектива улицы раскрывается гораздо интереснее и красивее именно с юга на север, а не наоборот - и вы в этом сегодня ещё убедитесь.

Так что начинаем наш путь со стороны улицы Белинского, где нас ожидает сразу несколько достопримечательностей. Первая из них - уже упомянутая мною ранее церковь святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчницы.

Приветствую всех читателей моего канала.

Изначально на этом месте располагался небольшой деревянный храм - он появился здесь ещё в 1714 году, став одной из первых церквей Санкт-Петербурга! В 1734 году было построено новое, каменное здание храма - его спроектировал зодчий Михаил Земцов. Именно это здание и сохранилось до наших дней, правда с небольшими изменениями: в 1808 году к храму была пристроена угловая часовня, а в 1872 году архитектор Винтергальтер расширил Симеоновскую церковь, сохранив при этом изначальную задумку Земцова (были увеличены объёмы храма, однако его архитектурный облик остался прежним).

Приветствую всех читателей моего канала.-2

Симеоновская церковь является ценным памятником архитектуры петровского барокко, образцов которого в этой части города сохранилось не так уж и много: кроме Симеоновского храма можно вспомнить лишь летний домик Петра, Пантелеймоновскую церковь и "Фонтанный дом". Ну и для Моховой улицы церковь Симеона и Анны - без сомнения, знаковая постройка!

Приветствую всех читателей моего канала.-3

Здесь же мы можем наблюдать ещё одну интересную постройку - дом церкви Симеона и Анны, построенный в 1860 году малоизвестным зодчим Черненко. Однако свой окончательный облик здание приобрело в 1901 году, когда его надстроил знаменитый архитектор Василий Косяков (автор Морского собора в Кронштадте).

Приветствую всех читателей моего канала.-4

Думаю, мне стоит пояснить, что вообще означает - дом при церкви. Подобное явление было широко распространено в дореволюционной России - на территории, принадлежавшей храму (чаще всего, сбоку от самого храма) на деньги прихода возводилось здание, часть квартир которого отдавалась священнослужителям, другая - сдавалась в аренду. Деньги, полученные с арендаторов, шли на функционирование и благоустройство храма. Вот и в случае с церковью Симеона и Анны мы видим такую же историю.

Нужно отметить, что в своё время в доме при Симеоновской церкви жили совершенно разные по своему роду деятельности люди: в одно время в стенах этого здания жил революционер Крестинский и актриса Корчагина-Александровская. А в соседних квартирах располагались квартиры священнослужителей, а также приходская школа-приют. Такой разношёрстный был дом №46.

Приветствую всех читателей моего канала.-5

Но что-то мы задержались на этой стороне улицы - давайте обратим внимание на здание, расположенное напротив Симеоновской церкви. Его архитектура сразу выдаёт в нём "новодел" - действительно, это здание было построено в 1997-2000 годах по проекту архитектора Марии Лапшиной с целью размещения в нём дирекции чемпионата мира по хоккею 2000 года. В наши дни здание полностью отдано под жильё.

Приветствую всех читателей моего канала.-6

Про само здание мне рассказать особо нечего - типичный капиталистический романтизм, который вряд ли можно назвать памятником архитектуры. Однако хочется уделить пару слов месту, на котором находится этот новострой: именно здесь в рассказе "Чемодан" Сергея Довлатова располагался зелёный ларёк, в очереди в который стоял и главный герой в образе "царя". Благо в наши дни атмосфера на Маховой улице стала более благоприятной (правда маргинальные личности встречаются на Моховой и сейчас - правда очень и очень редко).

Ну а мы продолжаем наш путь по Моховой улице. И следующее здание, на которое я бы хотел обратить ваше внимание, находится по соседству от дома церкви Симеона и Анны - я говорю о доме Яфимович, построенном архитектором Баранкеевым в 1882 году.

Дом Яфимович не отличается какими-то особыми отличительными чертами - он просто красив! Мимо такого здания сложно пройти: его фасад привлекает к себе внимание своей удачной композицией и декором.

Приветствую всех читателей моего канала.-7

Куда более интересно здание, расположенное на другой стороне улицы - это доходный дом Хрулёвой, построенный в 1912 году в стиле неоклассицизм. Фактически, оно принадлежало статскому советнику Степану Хрулёву, который купил небольшой трёхэтажный дом на Моховой улице, оформил его на жену, а реконструкцию постройки поручил своему двоюродному брату архитектору Александру Кащенко.

Итогом этого "семейного подряда" стала, как ни странно, очень интересная постройка в стиле неоклассицизм, которую можно назвать самой удачной работой зодчего Кащенко.

Приветствую всех читателей моего канала.-8

Композиция здания проста: оно ориентировано по вертикали, в центре находится вытянутый трёхгранный эркер, под которым размещён въезд во двор. Фасад декорирован умеренно: здесь нам встречаются и классические сандрики, и лепные узоры в римской стилистике, и милые глазу скульптуры путти, оформляющие парадный вход.

Приветствую всех читателей моего канала.-9

В общем, в доходном доме Хрулёвой Кащенко сумел найти ту самую грань между скромностью и помпезностью. И благодаря этому Моховая улица была украшена этим прекрасным неоклассическим зданием, являющимся единственным представителем данного стиля на Моховой улице.

Неоклассицизма на Моховой мало, однако эклектики - хоть отбавляй. И следующий объект нашего с вами интереса был построен именно в этом стиле - речь идёт о доходном доме Пиккиевых, построенным всё тем же архитектором Баранкеевым в 1881 году (почти одновременно с уже упомянутым ранее домом Яфимович).

Приветствую всех читателей моего канала.-10

Это здание сильно выделяется из окружающей застройки за счёт богатого декора фасада: обилие лепнины, маскароны в виде женских лиц, играющие роль сандриков, а также интересное чередование материалов - второй этаж дома Пиккевых украшен рустовкой, тогда как остальная часть фасада покрыта грубой штукатуркой "под шубу".

Приветствую всех читателей моего канала.-11

Дополняют картину балкончики, которых на фасаде доходного дома Пиккевых всего четыре: они расположены на третьем этаже здания, и разбиты попарно - для соблюдения симметрии. Первая пара балконов - открытые и широкие (на два окна), вторая пара напротив - узкие и вытянутые, да ещё и выполненные в виде своего рода портиков (с колоннами и треугольным фронтоном).

Приветствую всех читателей моего канала.-12

В общем, доходный дом Пиккевых - очень интересная постройка, отражающая общий характер Моховой улицы: это зрелая эклектика с детальной проработкой фасадов, любоваться которыми - одно удовольствие!

Впрочем, не все дома на Моховой улице подпадают под эту характеристику. И как раз к одному из таких домов мы и подошли - перед нами здание Тенишевского училища, построенное в 1899 году архитектором Ричардом Берзеном. Это здание обладает уникальной архитектурой и не менее уникальной историей.

Приветствую всех читателей моего канала.-13

Начнём с самого училища, а уж потом поговорим об архитектуре здания, в котором оно размещалось. Тенишевское училище было основано князем Вячеславом Тенишевым - выдающимся промышленником, научным деятелем и благотворителем. Тенишевское училище стало верхом его меценатства: Вячеслав Николаевич пожелал создать частное учебное заведение, которое должно было стать лучшим средним учебным заведением в Северной столице!

Во многом Тенишев добился изначально поставленных целей: его училище было одним из самых престижных в городе! Именно поэтому из его стен вышло столько выдающихся людей: поэт Осип Мандельштам, писатель Владимир Набоков, писатель и переводчик Николай Чуковский (сын Корнея Чуковского), лингвист и литературовед Владимир Адмони, физик-экспериментатор Дмитрий Скобельцын и многие, многие другие получили своё первоначальное образование именно здесь!

Приветствую всех читателей моего канала.-14

Важно отметить, что здание на Моховой улице изначально строилось под Тенишевское училище, так что его облик и планировка полностью соответствуют поставленным перед архитектором Берзеном целям - сделать здание максимально удобным для образовательного процесса!

Этим можно объяснить и выбор Ричардом Берзеном для своей постройки стиля модерн - только этот стиль позволял рационализировать постройку, сделать её максимально удобной для учебного заведения, не навредив при этом её внешнему облику. И, на мой взгляд, архитектор идеально справился с поставленной перед ним задачей!

Приветствую всех читателей моего канала.-15

Фасад Тенишевского училища сдержанный: на нём практически отсутствует декор (не считая кованных украшений на балконных решётках и на въездных воротах), а его отличительные черты, выраженные в виде крупных окон и массивных эркеров, объясняются всё той же рациональностью - они улучшали освещённость учебных залов, повышая комфортность учебного процесса.

Приветствую всех читателей моего канала.-16

Однако во дворе училища нас ждёт кое-что интересное: в конце арки нас встречает дворовой корпус училища, архитектура которого совсем уж удивляет неподготовленного зрителя: здание выглядит так, будто бы его построили не на рубеже 19-20 веков, а минимум в 1930-х годах!

И ведь действительно: в двором корпусе Берзен позволил себе выйти за рамки общепринятого, и создать утилитарную постройку, внешний вид которой отсылает нас к советскому авангарду: огромные панорамные окна, идеальная геометрия фасада, обнажённые металлические балки (здесь они заменяют сандрики), демонстрирующие примат функционального над декоративным - ну чем не конструктивизм? И только нижняя часть здания возвращает нас в реальность, напоминая, что перед нами - памятник архитектуры 19 века!

Приветствую всех читателей моего канала.-17

А соединяет эти два корпуса (лицевой и дворовой) железная галерея, изготовленная на Путиловском заводе специально для Тенишевского училища. Такой оригинальный и новаторский материал в те времена чаще всего использовался лишь при создании выставочных павильонов. Однако Берзен решил использовать этот "новый тип постройки" в своей работе!

Приветствую всех читателей моего канала.-18

После революции здание лишилось своего изначального назначения, но лишь отчасти: с тех пор и по сей день оно используется в качестве учебной площадки театрального института. Здесь же будущие актёры дают свои первые представления.

С другой стороны дороги находится другой шедевр архитектуры - Особняк Безобразовой, спроектированный архитектором Владовским в 1902 году, но достроенный его коллегой Юлием Бенуа уже в 1907 году. И это здание я тоже хотел бы рассмотреть поподробнее - поверьте, оно этого заслуживает!

Приветствую всех читателей моего канала.-19

Начать рассказ об этом здании стоит с его истории. В 1902 году дворянка Надежда Безобразова (урождённая Стенбок-Фермор) решила перестроить жилой дом, доставшийся ей в наследство от отца, в собственный особняк. Автором проекта нового здания стал архитектор Александр Владовский - на тот момент он был ещё студентом Академии Художеств, и как такого опыта он ещё не имел. Возможно, именно неопытность и стала причиной рокового инцидента: во время строительства особняка его бетонные своды не выдержали нагрузки, в связи с чем всё здание обвалилось. Владовский был отстранён от работы, а вместо него к проектированию здания привлекли более опытного архитектора - Юлия Бенуа.

Сложно сказать, кто именно является автором фасадов особняка Безобразовой - мнения на этот счёт расходятся: в одних источниках указывается, что Бенуа лишь продолжил строительство особняка по готовому проекту Владовского, внеся правки в техническую часть, тогда как другие утверждают, что Бенуа создал полностью новый проект, и прекрасный готический фасад - его детище.

Приветствую всех читателей моего канала.-20

Я не берусь ставить точку в этом вопросе - да и так ли это важно? Так или иначе, особняк Безобразовой - плод работы двух талантливых архитекторов! И, надо признать, их творение получилось очень оригинальным: при вполне обыденной компоновке фасада, его декор не похож на другие постройки Петербурга - очень непривычно видеть настолько нарочито выраженные готические черты, украшающие фасад жилого здания!

Самая важная деталь на фасаде дома Безобразовой - его эркер. Для начала стоит отметить, что он дерзко нарушает симметрию фасада особняка, тем самым смещая внимание зрителя на себя! Впрочем, прохожий и без этого не сможет пройти мимо эркера дома Безобразовой - ведь его украшает декор, выполненный техникой резьбы по камню! Да и завершение самого эркера, выполненное в стилистике готических храмов средневековья - с розой и пинаклем, смотрится великолепно!

Приветствую всех читателей моего канала.-21

Но моей любимой деталью фасада особняка Безобразовых является герб рода Безобразовых, с помощью которого архитектор отобразил принадлежность здания. Герб тоже высечен из камня - он находится на эркере, между его оконными проёмами. Причём герб изображён с удивительной точностью: есть здесь и щит с оленем, бегущим от дуба, и держащие щит воин с копьём и орёл, и венчающие всю эту композицию шлем с короной и выходящий из них ещё один олень.

Приветствую всех читателей моего канала.-22

Сделано это настолько тонко и филигранно, что данный горельеф с эркера может посоперничать с официальным гербом Безобразовых!

Герб дворянского рода Безобразовых. Рисунок взят с сайта gerbovnik.ru
Герб дворянского рода Безобразовых. Рисунок взят с сайта gerbovnik.ru

Ещё одна неотъемлемая черта готики - гаргульи, которых автор особняка поместил под эркером, сделав их совсем незаметными! Правда, гаргульи дома Безобразовых играют сугубо декоративную роль - никакого водоотвода в их пастях не предусмотрено.

Приветствую всех читателей моего канала.-24

Любопытно, что буквально в нескольких домах от особняка Безобразовой располагается ещё одна постройка, созданная архитектором Бенуа - правда, в этот раз не Юлием, а его двоюродным братом Леонтием. Речь идёт о Доме Страхового Общества "Россия", построенном Леонтием Бенуа в 1899 году в стиле неоренессанса.

Приветствую всех читателей моего канала.-25

Страховое общество "Россия" являлось одним из крупнейших страховщиков в нашей стране. Отличительной особенностью этого страхового общества был тот факт, что свой капитал оно держало не только в виде денег, но в виде жилой недвижимости - Страховое общество "Россия" возвело несколько крупных жилых комплексов в Москве и Петербурге, квартиры в которых они сдавали в наём. И первой такой постройкой стал дом на Моховой улице - можно сказать, что это был первый опыт "России" в этой сфере, и он оказался очень успешным!

Приветствую всех читателей моего канала.-26

Увы, сейчас дом страхового общества "Россия" находится на реставрации, из-за чего все его фасады кроме южного корпуса (который, кстати, немного отличается стилистически от остального комплекса - видимо поэтому его и не стали реставрировать вместе с соседними корпусами) полностью спрятаны от нашего взора строительными лесами.

Эркер южного флигеля, который сам Леонтий Бенуа окрестил "в характере французской архитектуры"
Эркер южного флигеля, который сам Леонтий Бенуа окрестил "в характере французской архитектуры"

Благо одна из самых известных отличительных черт этого здания - решётка главных ворот дома, не закрыта лесами, и мы можем полюбоваться ею воочию!

Приветствую всех читателей моего канала.-28

К слову, дом страхового общества Россия вы могли видеть в фильме "Собачье Сердце" - именно по Моховой улице профессор Преображенский ведёт пса Шарика, а дом страхового общества в фильме играет роль дома профессора!

Приветствую всех читателей моего канала.-29

Напротив дома страхового общества "Россия" находится куда менее известный, но, на мой взгляд, не менее интересный доходный дом Граббе, построенный архитектором Гингером в 1914 году.

Это здание можно было бы назвать памятником неоклассицизма, однако штукатурка оранжевого цвета, которой облицовано это здание, вносит некоторый диссонанс в привычный мрачный облик неоклассических построек.

Приветствую всех читателей моего канала.-30

Но не только этим интересен дом Граббе. Отдельного внимания заслуживает его декор, который полностью отражает характер владельца здания. Александр Николаевич Граббе был военным человеком - он носил звание генерал-майора Императорской Свиты (особый род войск специального назначения, приближённый к Императору), был командующим императорского конвоя (то есть, фактически - был главным защитником Николая II).

Именно поэтому основная тематика декора дома Граббе - военная. Так, между четвертым и пятым этажом Гингер поместил головы римских воинов и патрициев, как бы выглядывающих из фасада здания. Казалось бы, какое отношение Граббе имел к Римской Империи? Никакого. Просто красивый символизм - всё же римские воины до сих пор считаются одними из лучших воинов за всю историю.

Приветствую всех читателей моего канала.-31

В центральной части фасада Гингер поместил герб рода Граббе. Правда, в отличие от герба Безобразовых, этот герб имеет некоторые геральдические вольности: изображение на щите сделаны достаточно точно, тогда как два русских солдата, помещённые по бокам от герба, и попирающие собирательный образ поверженного врага (интересно, что он изображён в тюрбане) - это уже вольная интерпретация герба от автора горельефа.

Приветствую всех читателей моего канала.-32

Но во всём остальном дом Граббе - это добротная петербургская неоклассика. И нижняя часть доходного дома с шикарно оформленным въездом во двор - прямое тому доказательство!

Приветствую всех читателей моего канала.-33

Ну а мы идём дальше. И в скором времени нам встречается единственный на Моховой улице перекрёсток - на две почти равные части Моховую делит улица Пестеля. И вот на одном из углов этого перекрёстка мы встречаем неожиданную для этих мест "сталинку". Причём в глаза сразу бросается её скромность: по одному лишь скошенному и практически глухому углу видно, что авторы здания не хотели вносить диссонанс в облик двух центральных улиц Петербурга. Но на месте чего было построено это здание?

Приветствую всех читателей моего канала.-34

И вот тут мы с вами натыкаемся на своего рода "эхо войны": сталинское здание было возведено на месте разрушенного в Великую Отечественную войну доходного дома купца Евментьева. В годы блокады в этом здании находился продовольственный магазин. Именно в него и угодила немецкая бомба, которая буквально срезала кусок дома, оставив висеть лишь угловую башню-эркер.

После войны здание было решено снести, а на его основе возвести новое, с упрощённой архитектурой. Но, может быть, это и хорошо - советское здание, выбивающееся из стилистики перекрёстка, служит нам напоминанием о тех страшных годах.

Фото 1943 года. Взято с сайта pastvu.com
Фото 1943 года. Взято с сайта pastvu.com

Впрочем, это не единственное советское здание на Моховой улице. Чуть подальше, буквально в двух домах от перекрёстка, находится здание школы, построенное архитекторами Гегелло и Крическим - мастерами ленинградского конструктивизма, подарившими нашему городу ансамбль Нарвской площади и жилмассив на Тракторной улице.

Приветствую всех читателей моего канала.-36

Однако здание на Моховой немного выбивается из ряда совместных построек этих зодчих - его можно отнести к постконструктивизму: фасад ещё геометричен (видна чёткая разбивка фасада по горизонтали), однако сквозь него уже вовсю пробиваются черты классицизма (в виде пилястр и полуколонн, а также общей массивности фасада).

Приветствую всех читателей моего канала.-37

Интересно, что изначально здание проектировалось в качестве школы, однако с 1976 года и по наши дни в нём располагается детский сад. В чём причина изменения назначения здания - лично мне неизвестно.

Но давайте всё же вернёмся от советской архитектуры к дореволюционной: благо ещё через один дом от предыдущей постройки находится прекрасный особняк Штифтера, построенный в 1914 году архитектором Людомиром Хойновским.

Приветствую всех читателей моего канала.-38

Почему-то все источники в интернете наперебой твердят о том, что здание это было спроектировано и построено в стиле модерн. Честно говоря, я никакого модерна здесь не вижу - напротив, мне здесь видится вполне логичный для 1914 года неоклассицизм, который архитектор Хойновский исполнил, как говорится, в лучшем виде: строгий серый фасад, мощные стены со смотрящимися на их фоне маленькими оконными проёмами - ну разве не неоклассика?

Приветствую всех читателей моего канала.-39

Да и украшения на фасаде тоже соответствующие. Взять тот же маскарон, играющий роль замкового камня над парадным входом в здание - тоже вполне себе классический образ. А вот сама дверь больше тяготеет к модерну - особенно красиво её завершение, которое своими плавными линиями вторит по форме порталу главного входа!

Приветствую всех читателей моего канала.-40

Зато с противоположенной стороны улицы мы можем увидеть вполне типичный для Петербурга памятник северного модерна - дом Либих, построенный архитектором Фёдором Лидвалем - основоположником этого стиля и, на мой взгляд, главным архитектором петербургского модерна!

Приветствую всех читателей моего канала.-41

На самом деле, это здание можно было бы отнести к списку лучших работ Лидваля, однако его внешний облик в наши дни оставляет желать лучшего - зданию явно требуется срочный капитальный ремонт!

Впрочем, даже содранная штукатурка и облупившийся декор не могут испортить прекрасную работу Лидваля. А всё потому что красота дома Либих заключается не в декоре, а в композиции - обратите внимание на разноформенные эркеры, игра которых затмевает весь остальной декор здания!

К слову, дом Либих является одной из ранних работ Лидваля: это позднее Фёдор Иванович раскроет себя как мастера модерна, построив Толстовский дом, жилой дом при городке Нобеля, гостиницу "Астория", дом Циммермана и дом Эйлерса. Ну а на Моховой улице он лишь нарабатывал своё мастерство, тренируясь на этом небольшом, но очень милом доходном доме!

Приветствую всех читателей моего канала.-43

Ну а мы продолжаем наше движение по Моховой улице. И следующий объект, привлекающий наше внимание - это здание администрации Центрального района. Ранее на месте этой постройки располагался скромный и невзрачный двухэтажный домик в стиле классицизм, однако в 1990 году его снесли для строительства администрации Центрального района.

Это здание было построено в переходный (можно сказать, перестроечный) период, когда эпоха советского модернизма плавно перетекала в постмодерн. И здание администрации получилось каким-то таким же - ни туда, ни сюда. Да и администрацией оно не является - слишком скромное для таких целей. Оно играет роль современного дома городских учреждений: в нём находятся ЖКС и жилищное агентство центрального района.

Приветствую всех читателей моего канала.-44

Следующее здание, расположенное на этой же стороне улицы, напротив, можно назвать образцовой постройкой времён эклектики. Считается, что именно дом Эренберга, построенный архитектором Николаем фон Брюлло в 1867 году, стал первым зданием Петербурга, на фасаде которого был использован новый архитектурный приём: аркатурно-колончатый пояс в несколько этажей.

Приветствую всех читателей моего канала.-45

Тут стоит пояснить, что означает этот термин. В общем плане, аркатура - это архитектурный приём, представляющий собой использование на фасаде ряда "ложных" выемок арочной формы. Чаще всего таким образом украшали карнизы зданий - этот приём широко использовался в европейской архитектуре времён готики и ренессанса.

Однако существовал и исконно-русский приём: аркатурно-колончатый пояс, представлявший собой сочетание аркатур, опиравшихся на тонкие декоративные колонки, стоявшие на консоли. Подобный приём был широко распространён в древнерусском зодчестве, однако вторую жизнь он получил во времена эклектики: только масштабы аркатурно-колончатого пояса выросли в разы, и из украшений карниза он превратился в полноценный композиционный приём на фасаде, занимавший несколько этажей в высоту. И впервые такой приём был примёнен именно здесь - на Моховой улице!

Приветствую всех читателей моего канала.-46

Но прощу прощения за этот затянувшийся экскурс по тонкостям архитектурных стилей. Давайте же лучше перейдём к следующей интересующей нас постройке. И ею станет особняк Устинова, построенный в 1876 году архитектором Виктором Шретером в стилистике необарокко и ставший, на мой взгляд, одним из главных украшений Моховой улицы!

Приветствую всех читателей моего канала.-47

Для тех, кто хорошо знаком с творчеством Шретера (если вы не знакомы - рекомендую ознакомиться с моей статьей на эту тему), сразу станет понятно, что это здание немного выбивается из его творчества. Шретёр любил работать с кирпичем, используя его как главный материал для облицовки своих зданий, однако дом Устиновой выглядит совершенно иначе - он более походит на Зимний дворец!

Объяснить это можно сразу несколькими факторами: во-первых, владелец дома Михаил Устинов носил чин Статского Советника и служил в МИДе, так что его статусу соответствовало как раз такое здание, напоминающее дворец.

Приветствую всех читателей моего канала.-48

Во-вторых, это здание было одним из первых в творческой карьере Шретера, и на тот момент Виктор Александрович ещё просто не выработал своего особенного архитектурного почерка. Зато в стиле необарокко он мог работать отлично - сказалось высококачественное образование, полученное им в Академии Художеств!

Приветствую всех читателей моего канала.-49

Есть и третий, чуть менее очевидный фактор. Дело в том, что по соседству с домом Устинова, прямо в створе Моховой улицы (кстати, в том числе и из-за такой красивой перспективы в конце улицы я и выбрал движение против нумерации домов) находится великолепный особняк Бутурлиной, который я посмею назвать одним из лучших памятников необарокко в Петербурге!

Так что, вероятно, Шретер пожелал дополнить ансамбль этой части улицы, заданный 15-ю годами ранее архитектором Боссе, и построил ещё одно здание в схожем стиле!

Приветствую всех читателей моего канала.-50

Примечательно, что на протяжении тридцати лет в доме Устинова жил выдающийся русский писатель Иван Гончаров. Именно здесь им были написаны его главные произведения: "Обломов" и "Обрыв".

Внимательный читатель заметит, что Гончаров жил в этом доме минимум с 1861 года, тогда как дата постройки особняка - 1875 год. Но на самом деле тут всё правильно: просто изначально Гончаров заселился в более старый дом, и уже позднее здание было капитально перестроено. Правда вот не очень понятно - как Иван Александрович жил два года в здании, которое реконструировали. Либо он был очень терпелив и мог жить практически на стройке, либо он временно покидал своё жилище и переезжал в другое место. Оставим эту тему людям, изучающим биографию Гончарова.

Приветствую всех читателей моего канала.-51

Что ж, наша с вами прогулка близится к своему завершению. Мы с вами дошли до того места, где Моховая улица берёт своё начало от улицы Чайковского. Предлагаю перейти последнюю дабы полюбоваться домом Строгановых - постройкой, открывающей ансамбль Моховой улицы. Здание построено в классическом стиле, и вроде бы нет в нём чего-то особенного, но смотреть на него всё равно приятно - качественная и приятная глазу архитектура.

Приветствую всех читателей моего канала.-52

И на этом я заканчиваю свой экскурс по Моховой улице. Я был рад рассказать вам об этой прекрасной улице! В этом году я планирую ещё несколько статей в подобном формате, так что подписывайтесь на мой канал чтобы не пропустить новых публикаций.

Спасибо за ваше внимание и до новых встреч!