30,5K подписчиков

Архитектор Косяков: автор самых красивых церквей Петербурга

8,1K прочитали

Василий Косяков является одним из самых выдающихся и влиятельных архитекторов Петербурга рубежа 19-20 веков. Косякова можно с уверенностью назвать родоначальником и главным популяризатором византийского стиля в архитектуре нашей страны, а также одним из самых интересных и самобытных зодчих, работавших над возведением русских православных храмов. Ну а главное творение Василия Антоновича - Морской собор в Кронштадте, известно не только в России, но и во всём мире!

Но обо всём по порядку. Для начала я, как всегда, вкратце расскажу вам о биографии архитектора, после чего поведаю вам о его самых красивых и интересных творениях, расположив их в хронологическом порядке - так мы сможем на отдельных примерах увидеть как развитие архитектурных способностей и навыков Косякова, так и эволюцию всего русско-византийского стиля.

Биография

Василий Антонович Косяков родился 22 апреля 1862 года в Санкт-Петербурге, став первым ребёнком в семье (впоследствии у Василия Антоновича родилось трое братьев, двое из которых тоже стали архитекторами). Среднее образование Косяков получил в Первом реальном училище императора Александра II, после чего поступил в Институт гражданских инженеров (современный СПбГАСУ). Несмотря на то, что Василий Антонович жил в небогатой семье, его родители отдали все свои силы и средства на то, чтобы дать своим детям хорошее образование. И не зря - в итоге Василий и его братья Владимир и Григорий стали выдающимися архитекторами!

Фотография Косякова, взятая с официального сайта СПбГАСУ, spbgasu.ru
Фотография Косякова, взятая с официального сайта СПбГАСУ, spbgasu.ru

На протяжении всей своей жизни Василий Косяков сочетал архитектурную и преподавательскую деятельность. Причём и в той, и в другой стязе Косяков достиг значительных успехов. Уже в 1885 году Василий Антонович стал преподавателем Института Гражданских Инженеров, в 1898 году он удостоился звания профессора, а в 1905 году он стал первым избранным директором этого института. Эту должность он занимал на протяжении 16 лет - вплоть до своей смерти (его переизбрали раз в три года). Ну а про достижения Косякова в качестве архитектора я буду рассказывать далее на протяжении всей своей статьи!

Не смотря на то, что свою архитектурную деятельность Косяков начинал со строительства гражданских построек (доходных домов и промышленных зданий), основным родом деятельности зодчего стали церкви и соборы. Таким образом, Василий Антонович стал чуть ли не главным строителем православных церквей в Петербурге! Но стоит отметить, что Косяков работал не только в северной столице : постройки Василия Антоновича вы можете найти в Астраханской и Ярославской областях, а также в литовском городе Лиепая и в грузинском городе Батуми.

Революция поменяла устоявшийся жизненный уклад практически всех жителей России, и Василий Косяков не стал исключением. Несмотря на то, что он продолжал преподавательскую деятельность в ИГИ, его спокойная жизнь превратилась в бесконечное волнение: в 1918 году под арест попал сын Василия Антоновича, примерно в то же время гонениям подвергся протоиерей Михаил Чельцов - хороший товарищ и коллега Косякова (он преподавал курс богословия в ИГИ). По словам самого Чельцова, Василий Антонович буквально спас его от расстрела.

Впрочем, после революции Василий Косяков прожил недолго - он умер в 1921 году и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге. К сожалению, его могила была утрачена, так что точное местоположение захоронения в наше время неизвестно.

На Новодевичьем кладбище сохранилась могила брата Василия Антоновича, Владимира Косякова и его жены. Предположительно, Василий Косяков мог быть похоронен рядом со своим братом, но могила, увы, утрачена
На Новодевичьем кладбище сохранилась могила брата Василия Антоновича, Владимира Косякова и его жены. Предположительно, Василий Косяков мог быть похоронен рядом со своим братом, но могила, увы, утрачена

Я вкратце рассказал вам о жизненном пути архитектора Косякова, теперь предлагаю подробно рассмотреть его творческий путь.

Церковь Милующей Божией Матери

Дата постройки: 1889-1898
Адрес: Большой проспект Васильевского острова, 100

Скажу сразу - церковь Милующей Божией Матери на Васильевском острове не является первой архитектурной работой Косякова: до этого Василий Антонович уже работал в группе архитекторов над возведением утилитарных построек (в основном, заводских корпусов), а также самостоятельно возвёл два доходных дома на 7-ой Красноармейской улице. Но первой по-настоящему интересной и самобытной постройкой Косякова стала именно эта церковь - с неё я и начну свой рассказ.

Так церковь Милующей иконы Божией Матери выглядела раньше. Фото взято с сайта www.citywalls.ru
Так церковь Милующей иконы Божией Матери выглядела раньше. Фото взято с сайта www.citywalls.ru

Именно при проектировании церкви Милующей Божией Матери Косяков впервые использовал приёмы из византийской архитектуры: массивный полусферический центральный купол и несколько маленьких куполов вокруг него, обнажённая кирпичная кладка интересной цветовой гаммы, остуствие ярко-выраженной колокольни (у церквей того времени почти всегда главной доминантой был не купол, а колокольня). Собственно, с этими характерными чертами мы столкнёмся и далее - они есть практически в каждой постройке Косякова.

Фото сделано в 2018 году, на тот момент реставрация здания ещё не была начата. Сейчас она идёт полным ходом, так что с 2019 года здание полностью закрыто строительными лесами
Фото сделано в 2018 году, на тот момент реставрация здания ещё не была начата. Сейчас она идёт полным ходом, так что с 2019 года здание полностью закрыто строительными лесами

Касательно истории храма, стоит заметить что в Советское время он был закрыт, всё внутреннее убранство церкви было уничтожено, а внутри здания был открыт бассейн для водолазов.

Поразительно, что даже после возвращения здания русской православной церкви, храм не был полноценно восстановлен. За его реставрацию взялись лишь в 2013 году, спустя 20 лет после распада Советского Союза: все эти годы храм находился в отвратительном состоянии - чего только стоят кустарники, выросшие за эти годы на его куполе. Слава богу, что сейчас Церковь Божией Матери начали реставрировать - будем ждать, когда этот прекрасный храм предстанет перед нами в своём дореволюционном виде и будет с новой силой радовать жителей Васильевского острова своим обликом!

Богоявленская церковь на Гутуевском острове

Дата постройки: 1892-1899
Адрес: Двинская улица, 2А

Одна из моих самых любимых церквей Петербурга, о которой не знают не только гости нашего города, но и многие петербуржцы! Всё дело в её расположении - она находится в месте, где Обводный канал впадает в реку Екатерингофку, а окружают церковь индустриальные постройки Гутуевского острова.

Самые выдающиеся творения зодчего: от Морского собора в Кронштадте до церкви на Гутуевском острове-5

Богоявленский собор был вдохновлён другой постройкой - храмом в Борках, построенным в память о крушении царского поезда. Церковь на Гутуевском острове тоже посвящена чудесному спасению императора (правда, на тот момент ещё цесаревича) Николая II при покушении на него в Японии. Получается, что оба храмы похожи не только внешне, но и посвящены похожим событиям!

Главный вход в церковь оформлен, по большей мере, в русском стиле, тогда как с другой стороны храм имеет отличительные черты византийской архитектуры
Главный вход в церковь оформлен, по большей мере, в русском стиле, тогда как с другой стороны храм имеет отличительные черты византийской архитектуры

Касательно архитектуры церкви, то здесь Косяков повторяет привычные ему детали византийского стиля лишь отчасти: главный купол массивный, но не имеет форму сферы - он выполнен в более классической для православных церквей луковичной форме (такой купол впоследствии станет излюбленным приёмом Косякова). Кроме того, у Богоявленской церкви имеется и высокая колокольня: любопытно, что Василий Антонович визуально скрыл её от людей, смотрящих на храм со стороны Обводного канала, тем самым придав куполу привычную для византийского стиля доминантную роль - хитрый и при этом очень интересный ход!

Вид на Богоявленскую церковь и Обводный канал с моста Степана Разина
Вид на Богоявленскую церковь и Обводный канал с моста Степана Разина

К сожалению, как и многие другие храмы России, Богоявленская церковь была разорена в советское время, её внутреннее убранство было безвозвратно утрачено, а сама церковь долги годы использовалась не по назначению - она успела побывать даже моргом.

Самые выдающиеся творения зодчего: от Морского собора в Кронштадте до церкви на Гутуевском острове-8

Благо, в 1991 году здание было возвращено церкви (в ужасном на тот момент состоянии) и восстановлено. Слава богу, что сейчас здание предстаёт перед нами в почти первозданном виде, и мы можем наслаждаться им, гуляя по Обводному каналу.

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Дата постройки: 1894-1900
Адрес: Набережная Лейтенанта Шмидта, 27

Следующей работой Василия Антоновича стал храм Успения Пресвятой Богородицы, расположенный на набережной реки Невы. Эту церковь, как и церковь на Гутуевском острове, Косяков возводил при содействии своего коллеги архитектора Правдзика, который отвечал за инженерные системы внутри здания, такие как водопровод или система вентиляции.

Самые выдающиеся творения зодчего: от Морского собора в Кронштадте до церкви на Гутуевском острове-9

Здание храма все ещё обладает ярко выраженными чертами русского стиля. Самой запоминающейся деталью здания, как мне кажется, является его цветовое решение: фасад облицован радомским песчаником, отсюда и жёлто-песочный цвет стен храма. Хочется отметить и необычную черту, встречающуюся практически во всех работах Косякова: купол церкви позолочен лишь у его основания, тогда как остальная часть имеет серебристый оттенок. Эта интересная смесь серебра и золота делает купол особенно выразительным!

Важно отметить, что при строительстве этого храма помимо кирпича использовался ещё и бетон - на тот момент такие технологии считались инновационными. В дальнейшем Косяков использовал бетон и в других своих монументальных церковных постройках.

Самые выдающиеся творения зодчего: от Морского собора в Кронштадте до церкви на Гутуевском острове-10

Мне бы может и не хотелось касаться истории храма в советское время, но не сделать этого я просто не могу: долгое время в здании церкви располагался каток! Прекрасные росписи, выполненные, предположительно, знаменитым художником Виктором Васнецовым, были замазаны толстым слоем краски, а на месте пола был залит лёд. Любопытно, что на этом катке в своё время тренировались такие знаменитые фигуристы как Олег Протопопов и Людмила Белоусова, ставшие в последствии олимпийскими чемпионами!

Самые выдающиеся творения зодчего: от Морского собора в Кронштадте до церкви на Гутуевском острове-11

Сейчас здание полностью восстановлено. Удивительно, что реставратором удалось аккуратно снять все слои масляной краски, под которой обнаружилась сохранившаяся первоначальная роспись храма! Так что в наши дни вы можете своими глазами увидеть те самые росписи, сумевшие пережить истязательства со стороны властей.

Доходный дом Бадаева

Дата постройки: 1904-1906
Адрес: Улица Восстания, 19, улица Жуковского, 53

Стоит отметить, что Косяков строил не только церкви: были у него и проекты очень популярного в те времена явления - доходных домов. Самым выдающимся из них можно с уверенностью назвать доходный дом Бадаева, который он возвёл при содействии двух своих братьев - Георгия и Владимира Косяковых.

На этой фотографии виден довольно странный подход реставраторов - восстановив фасад по улице Восстания, они полностью проигнорировали фасад, обращённый к улице Жуковского. Это не единственный вопрос на эту тему. Совсем недавно с домом Бадаевых был связан серьёзный скандал: Петербуржцы заметили, что одна из нимф на фасаде дома была ужасно изуродована при реставрации - вместо красивого женского личика теперь на прохожих смотрит лицо, как будто слепленное ребенком из пластилина
На этой фотографии виден довольно странный подход реставраторов - восстановив фасад по улице Восстания, они полностью проигнорировали фасад, обращённый к улице Жуковского. Это не единственный вопрос на эту тему. Совсем недавно с домом Бадаевых был связан серьёзный скандал: Петербуржцы заметили, что одна из нимф на фасаде дома была ужасно изуродована при реставрации - вместо красивого женского личика теперь на прохожих смотрит лицо, как будто слепленное ребенком из пластилина

Как мне кажется, архитектура дома Бадаева немного нехарактерна для Петербурга, потому что тот вариант стиля, который использовал Косяков, больше походит на московский вариант модерна или на французский ар-нуво. Об этом свидетельствуют такие черты, как фигура ангела, венчающая здание, растительные мотивы в оформлении декора и мотивы арки (закругления), которые можно наблюдать как в некоторых окнах, так и в основных формах корпуса дома.

Самые выдающиеся творения зодчего: от Морского собора в Кронштадте до церкви на Гутуевском острове-13

Было бы несправедливо не заметить, что автором внешнего декора, по большей мере, является Георгий Косяков - помимо архитектурной деятельности, Георгий Антонович был ещё и художником, так что не удивительно, что именно он отвечал за украшение фасада здания.

Тут же отмечу, что в оформлении фасада дома Бадаева были использованы майоликовые панно, произведённые фабрикой Ваулина - самым знаменитым поставщиком керамики начала 20 века, работами которого пользовались такие московские архитекторы, как Шехтель и Кекушев, а сотрудничал с Ваулиным художник Николай Рерих.

На примере этого здания можно с уверенностью сказать, что талантливый архитектор талантлив во всём: мало того, что Василий Косяков возводил прекрасные "византийские" храмы, он ещё и был искусным мастером модерна. Даже жалко, что Василий Антонович построил так мало доходных домов, подобных дому Бадаевых!

Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери при подворье Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря

Дата постройки: 1905-1910
Адрес: Нарвский проспект, 1, Старо-Петергофский проспект, 29

Ещё одна прекрасная церковь авторства Косякова, спрятанная от туристов в промышленном районе Петербурга. Речь идёт о церкви Казанской иконы Божией Матери, которая своим внешним видом сильно отличается от других работ Василия Антоновича.

Очень красивый комплекс церковных сооружений, служащий настоящим украшением этого района города
Очень красивый комплекс церковных сооружений, служащий настоящим украшением этого района города

Дело в том, что церковь близ Нарвской заставы обладает ярко выраженными чертами русского стиля: чего стоит одна только колокольня, напоминающая своим видом древнерусский терем! Да и купола церкви выглядят непривычно для творений Косякова: вместо характерного широкого барабана купола мы видим узкий купол луковичной формы.

Церковь Казанской иконы Божией Матери - единственное религиозное сооружение Косякова, обладающее куполами чёрного цвета
Церковь Казанской иконы Божией Матери - единственное религиозное сооружение Косякова, обладающее куполами чёрного цвета

Собственно, эти отличия, как и в случае с доходным домом Бадаева, говорят нам лишь об одном: Василий Косяков был мастером своего дела и был способен создавать прекрасные творения в разных архитектурных стилях.

Очень красиво оформлена входная группа в здание церкви
Очень красиво оформлена входная группа в здание церкви

Церковь Казанской иконы Божией Матери при Новодевичьем монастыре

Дата постройки: 1908-1912
Адрес: Московский проспект, 100

Эту церковь можно с уверенностью назвать самым византийским храмом в Петербурге (если не во всей России). Его необычная форма сильно напоминает собор Святой Софии в Стамбуле - главный символ византийской архитектуры в целом!

Самые выдающиеся творения зодчего: от Морского собора в Кронштадте до церкви на Гутуевском острове-18

Как и знаменитый собор в Стамбуле, церковь Казанской иконы Божией Матери поражает своей купольной системой: пять широких, но низких куполов выглядят очень непривычно - будто бы здание церкви перенесли к нам из другой страны и из другого времени! А очень грамотный подбор строительных материалов (стены отделаны светлым франкфуртским кирпичом, купола красно-коричневой черепицей) делает храм ещё более красивым и выразительным!

Самые выдающиеся творения зодчего: от Морского собора в Кронштадте до церкви на Гутуевском острове-19

Кстати, здание церкви не просто так выглядит очень массивным: оно действительно очень крепкое и надёжное. В 1950-х годах планировалось взорвать этот храм (что звучит дико само по себе, учитывая, насколько такая архитектура уникальна для России), но от этих идей отказались - согласно расчётам, это здание могло легко пережить не один взрыв, так что взрывные работы стали бы слишком затратными. Так что не зря Косяков делал эту церковь такой крепкой - это её спасло, причём не в военное, а в мирное время!

Морской Никольский собор в Кронштадте

Дата постройки: 1903-1913
Адрес: Кронштадт, Якорная площадь, 1

При проектировании Морского собора в Кронштадте, Косяков использовал всё самое лучшее, что было в предыдущих его постройках. В этом здании Василий Антонович использовал все отличительные черты своего стиля, создав тем самым настоящий шедевр архитектуры. Выглядит это так, будто бы Косяков формировал свой стиль на протяжении всей своей карьеры для того, чтобы построить в итоге идеальный собор. И, как мне кажется, у него это получилось!

Самые выдающиеся творения зодчего: от Морского собора в Кронштадте до церкви на Гутуевском острове-20

Морской собор, в первую очередь, прекрасен тем, что в нём отражены сразу два веяния православной церковной архитектуры: византийская и древнерусская. И ведь действительно, если присмотреться к внешнему виду здания, можно найти сходные черты и с уже упомянутым ранее византийским собором Святой Софии в Турции, и с исконно русскими древними храмами во Владимире или Великом Новгороде.

В отделке собора преобладает морская тематика (что логично для главного морского собора страны). На этой фотографии вы можете видеть примеры морской атрибутики: якорь у входа в храм и и изображения диковинных рыб и кораблей на дверях
В отделке собора преобладает морская тематика (что логично для главного морского собора страны). На этой фотографии вы можете видеть примеры морской атрибутики: якорь у входа в храм и и изображения диковинных рыб и кораблей на дверях

Внутреннее убранство собора не менее интересно, чем его наружный облик . В оформлении храма Василию Косякову снова помогал его брат Георгий - во многом именно ему мы обязаны столь прекрасным внутренним декором собора.

Особенно выразительным мне показался главный купол собора, представленный на этой фотографии
Особенно выразительным мне показался главный купол собора, представленный на этой фотографии

Стоит отметить ещё и тот факт, что такая большая высота собора (72 метра с учётом креста) обусловлена интересным авторским замыслом: по задумке Косякова, собор должен был стать главной доминантой города (собственно, он до сих пор ею и является) для того, чтобы моряки могли ориентироваться по собору как по маяку. Конечно, это, по большей мере, символизм - у моряков в те времена и так было множество способов ориентироваться в море и они могли бы обойтись без этого собора, но зато как красиво звучит сама идея - моряк возвращается домой из дальнего плавания, и видя на горизонте роскошный купол Морского собора, он понимает, что дом уже близко!

В общем, Кронштадтский собор - это, безо всякого сомнения, самая интересная и самая выдающаяся постройка Василия Косякова. Я очень рад, что в наши дни храму вернули его первоначальный облик, и он снова украшает Кронштадт, а также приветливо встречает современных моряков, как в прежние времена!

Самые выдающиеся творения зодчего: от Морского собора в Кронштадте до церкви на Гутуевском острове-24

Заключение

Под конец хотелось бы резюмировать всё мною сказанное: Василий Антонович Косяков может по праву считаться одним из самых выдающихся архитекторов начала 20 века в России. По его проектам было построено более 50 зданий, большая часть из них была возведена в Петербурге. Особенно важно то, в каком стиле работал зодчий: русско-византийский стиль уникален для мировой архитектуры!

Кроме того, Василий Антонович был ещё и выдающимся педагогом: за годы его учебной деятельности из Института Гражданских Инженеров выпустилось множество талантливых архитекторов: от зодчих периода модерна до первых конструктивистов и авангардистов Ленинграда.

Надеюсь, что моя работа была вам интересна, и что после неё вы узнали для себя что-то новое. Если вам интересна биография других выдающихся архитекторов Петербурга, то предлагаю вашему вниманию несколько других моих статей из этого цикла: