Найти тему
Андрей Эйхерт

Чисто русский

Трофим Илларионович Василенко
Трофим Илларионович Василенко

В 1970-м году, когда я заканчивал первый класс, учительница наша Зинаида Павловна Медведева дала задание узнать - кто из наших родственников погиб на войне. Приближался День Победы и, видимо, ей понадобилась эта информация.

- Ребята, может быть дедушки, бабушки, дяди, тёти. Кто-то у вас погиб? Поднимите руки.

Я оглянулся и увидел лес рук. Мне показалось, что все подняли руки. Абсолютно все, кроме меня. Значит у каждого кто-то погиб, защищая Родину. Только мне нечего было сказать - я ничего не знал об этом. Дома эта тема никогда не затрагивалась. Мне стало неловко от моей неосведомлённости, но я был убеждён, что кто-то из нашей семьи воевал и погиб, как герой.

Вечером я вспомнил задание классного руководителя и обратился к папе. К моему удивлению он ответил:

- А у нас никто не погиб. Потому что никто не воевал. Не был на фронте.

Вот так! Я был просто ошеломлён.

- Почему? У всех были, а у нас нет.

У меня даже слёзы выступили от разочарования и горечи. Они были трусами? Не может быть!

- Понимаешь, дедушка твой Эйхерт Виктор Августович — немец по национальности. А немцев на фронт не брали. Нельзя было. Ты потом поймёшь. Когда вырастешь.

- Значит ты тоже немец?

- Нет. Я украинец. Моя мама, твоя бабушка Галя, Галина Илларионовна - украинка. Семья её родом из села Горобиевка Черниговской области. Она тоже не воевала, а была с дедушкой в Казахстане.

Вот так поворот! Дедушка - немец, папа - украинец.

- А мамин папа - дедушка Саша? Он воевал?

- Не воевал. Он жил в Узбекистане и занимался шёлком. Его потому и не взяли на войну - шёлк нужен был для производства парашютов. Парашюты из шёлка делали. А без дедушки Саши никак нельзя было обойтись. Он узбекский язык знал, как свой родной.

- Разве он узбек?

- Нет русский.

- Это ещё как сказать, - вмешалась в разговор бабушка Аля, Александра Фёдоровна, мамина мама. - Его дед родом из Белоруссии, белорус по фамилии Веременич. В их селе все умерли от болезни, он один остался. Усыновил его священник Котельников. Потому и отец его Яков - Котельниковым был, и мама твоя тоже. Как они в Средней Азии оказались я не знаю, но родился он в городе Верном (теперь Алма-Ата - Казахстан), мама его Ольга Платоновна из Оши (Это Киргизия), а учился он в Ташкенте (Узбекистан). Там мы и познакомились.

От этой занимательной географии голова пошла кругом. Оказывается всё так сложно.

- Бабуля, получается только ты русская?

Бабушка рассмеялась:

- Не знаю. Отец мой польской крови - Дробицкий Фёдор Родионович. Мама Анна Устиновна носила фамилию Конопко. На самом деле она была Конопельская родом с Украины. Потому и в паспорте её записали на украинский манер. Вообще то в роду у меня есть одна восточная кровь, но я тебе сейчас не скажу. Придёт время - узнаешь.

Я совсем запутался. Немцы, украинцы, белорусы, поляки, ещё что-то восточное.

- Не пойму - кто же я?

- Ты, Андрей, русский. Чисто русский. На каком языке говоришь и думаешь, тот и есть. Тут все такие на Северном Кавказе, перемешанные. Казаки, одним словом. А вообще родной язык от мамы передаётся.

Папа встал, подошёл к окну и, всматриваясь куда-то вдаль, тихо произнёс:

- Дядя Трофим. Трофим Василенко. Родной брат моей мамы и твоей бабушки Гали. Назови его, сынок. Он воевал с самого начала и погиб в сорок третьем в Вышгороде. Немного не дошёл до своего дома в Киеве. Мама очень плакала тогда. Он был ей вместо отца. Отец её Илларион умер, когда мама только родилась - в Сибири в Томской области. Село Новониколаевское. Туда их семья выехала по столыпинской реформе, как малоземельные крестьяне. Только приехали, как он заболел и умер. Пришлось возвращаться в Горобиевку. А Трофима она очень любила. Иначе как Трошенькой не называла.

Папин голос внезапно дрогнул и он замолчал. А я обрадовался. Значит и у нас есть свой герой - Трофим. Мне есть что сказать Зинаиде Павловне. Да и не только ей. Два вопроса только оставались непонятными — почему папин папа немец, а сам папа украинец? И о каком восточном народе говорила бабуля Аля? Второй так и остался тайной, которую бабушка не захотела или не успела мне раскрыть. Впрочем для меня уже было не так важно откуда мы вышли - из Германии, Польши, Украины, Белоруссии, Средней Азии, Сибири или неведомого востока. Народы всех этих стран и краёв стали для меня родными, так как во мне бежала частица их крови. Но, самое главное, я раз и навсегда определился кто я такой - коренной, самый что ни на есть чисто русский.