Затопление берлинской подземки произошло буквально в предпоследний день битвы за Берлин. Хлынувшая в ее туннели вода залила десятки километров подземных путей. Есть три версии случившегося:
Версия № 1 (официальная)
Приказ затопить метро отдал, якобы, сам Гитлер, узнав, что по его тоннелям к рехйсканцелярии могут проникнуть советские войска. 1 мая немецкие саперы взорвали шлюзы одного из многочисленных каналов Берлина. Вода пошла в подземку, но ее стали откачивать. Вскоре вышла из строя электрическая подстанция и помпы прекратили свою работу. Началось затопление тоннелей и станций метро. Оно проходило не сразу, а постепенно.
Жертвами его стали не столько бойцы, штурмующие немецкую столицу, сколько мирные жители и раненые немецкие солдаты, скрывавшиеся там от артобстрелов и бомбежек.
Эта версия была обыграна в фильме «Освобождение. Последний штурм». Там Гитлер отдает преступный приказ, а советские солдаты, рискуя жизнями, спасают женщин, детей и раненых немцев.
Однако большинство историков эту версию считают не соответствующей реальным фактам. Гитлер действительно рассматривал возможность затопления метро, когда советские войска подошли к Берлину. Потом ему было не до этого. 30 апреля он покончил собой. Для оказавшихся в полном окружении немцев все закончилось и им не было никакого резона затапливать метро.
Версия № 2
С 25 апреля по 2 мая 1945 в городе с миллионным населением разгорелись жесточайшие бои, которые не отличались особым гуманизмом.
Затопление берлинской подземки было в пользу наступающим советским армиям. На станциях метро работали штабы вермахта, госпитали и склады. По тоннелям курсировали поезда, перемещая военных, подвозя боеприпасы и принимая раненых. Метро к концу апреля оставалось последним бастионом оборонявших Берлин. Только там можно было укрыться от советской артиллерии, САУ и танков, обстреливающих город.
Когда штурмующие смогли переправиться через реку Шпрее и цепь водных каналов и проникли в центр Берлина, то затопление метро было бы очень кстати. Есть данные, что взрыв шлюзов канала, после которого началось активное затопление метро, был произведен на территории занятой советскими войсками.
Версия № 3
В тоннели берлинской подземки вода поступала из разных мест. Учитывая их неглубокое залегание и массированные бомбардировки города, многие линии метро, в том числе, проходящие под Шпрее и каналами, были повреждены.
Поступающую воду откачивали, но, когда Берлин остался без электричества, электронасосы встали. Некоторые подземные станции оказались затопленными на полтора метра. В большинстве тоннелей уровень воды не поднялся выше одного метра. У спасавшихся в подземке людей было время выйти на поверхность.