Найти тему
Vera Zvereva Philosophus

Позитивное подкрепление.

Однажды, много лет назад, я сидел на занятии по психологии в университете Южной Калифорнии.

— Самое сильное подкрепление поведения, - вещал профессор, - это положительное подкрепление. Если вы хотите, чтобы человек повторил какое-то действие, похвалите его. Отрицательное подкрепление, т.е. критика ошибок, не так эффективно. Если вы хотите, чтобы человек прекратил что-то делать, лучше всего просто игнорировать этот поступок.

Я не поверил свои ушам: как опытный преподаватель крупного университета мог допустить такую элементарную ошибку?

- По-моему вы кое-что перепутали, сэр! - выпалил я. Взгляды обратились на меня.

- Вы о чем?- осведомился лектор.

- Это ведь просто. Все знают: что люди, особенно дети, изменили свое поведение, лучше всего исправлять их ошибки и при необходимости наказывать их.

Несколько студентов закивали в знак согласия. Приободрившись, я стал развивать мысль:

— А если человека хвалить, то он будет доволен и перестанет делать то, за что его похвалили.

Преподаватель улыбнулся:

— Вы в этом совершенно уверенны, мистер Фокс?

— Да, уверен. Так делал мой отец, когда я был неправ, он всегда говорил мне об этом. И я всегда так делаю.

- А вы не желали бы провести эксперимент, чтобы проверить вашу, так сказать, гипотезу?

- Конечно.

- Хорошо, - сказал он,- очень хорошо. Я восхищаюсь вашим стремлением к правде.

- Спасибо! - я уже чувствовал, что моя правота доказана.

— На следующей неделе ловите людей на хорошем поведении.

Он только улыбнулся.

— А что ещё?

- Это всё. Когда вы поймете, что кто-то (или даже вы сами) совершает действие, повторение которого вы бы одобрили, просто скажите: «Прекрасно, мне очень нравится».

- «Прекрасно, мне очень нравится»?

- Да. Очень хорошо.

- А что дальше, сэр?

Он как будто удивился:

- Дальше? Записывайте, что будет с действием, за которое вы хвалите. И посмотрите, сколько раз оно повторится.

- Оно не повторится.

- А разве не это вы хотите узнать? - сказал профессор.

- Да, сэр.

Мне не терпелось доказать, что он ошибается. Дома в тот вечер жена приготовила мой любимый ужин - фрикадельки в кисло-сладком соусе. Она делала их где-то раз в полгода. Обычно я бы сострил: «Ну, наконец! Я уже их заждался», - но сегодня во мне проснулся ученый.

- Ух ты! Дорогая, это мой самый любимый ужин! Спасибо! Я так рад, что ты для меня постаралась.

Жена явно удивилась, ведь такой энтузиазм был для меня совсем не типичен, но улыбнулась, поблагодарила и поцеловала меня.

- И это мне нравится. - Иногда в поиске научной правды приходится идти на жертвы.

Когда она опять меня поцеловала, мне было слишком приятно, чтобы понять: возможно, её второй поцелуй указывает на недостаток в моей теории.

Потом я услышал, что мой сын Стив упражняется в игре на аккордеоне. Мой отец был профессиональным музыкантом и сделал меня разборчивым слушателем, даже придирчивым. Однажды я сходил на концерт знаменитого пианиста Владимира Горовица и решил, что его выступление совсем немного превышает мои мнительные стандарты. А музицирование шестилетнего Стива оставляло желать лучшего.

Но я все же зашел в гостиную, где он активно сжимал и растягивал меха громоздкого инструмента.

Когда он закончил играть мелодию, в которой я с трудом узнал «С днем рождения», я сказал:

- Стив, ты делаешь большие успехи!

Он рассиял:

- Спасибо, папа! А хочешь я сыграю Home on the Range? Это непростая мелодия.

- Конечно, Стив!

Пока он с трудом её выводил, я вспомнил, что чувствовал в шесть лет, упражняясь в игре на пианино. Отец не игнорировал меня, а помогал совершенствоваться, указывая на каждую ошибку. Уж не потому ли я играл как можно меньше?

— Пап, ну что ты думаешь?

Я подумал, что Стива нужно поймать на хорошем поведении.

— Ты очень много работаешь над этой песней.

- Да. Я её выбрал для концерта.

- Мне нравится слушать твои упражнения. Я уверен, что ты прекрасно выступишь на концерте.

- Спасибо, папа! Гораздо веселее играть, когда ты меня слушаешь.

Теперь улыбнулся я:

- Хорошо, Стив! Хорошо.

Когда в тот вечер я вернулся домой, то собирался почитать газету. Но теперь я передумал и вместо этого выслушал Стива до конца. Я стал спрашивать себя, не разбирается ли Стив в психологии лучше меня. Уж не сговорился ли он с моим преподавателем?

На следующей неделе профессор поинтересовался: - Итак, мистер Фокс? Вы поделитесь с нами результатом своего эксперимента?

Я кашлянул. - Довольно интересно, сэр. Три ужина с фрикадельками в кисло-сладком соусе и достаточно хорошее исполнение трудной мелодии моим шестилетним сыном. И уйма поцелуев от жены.

Студенты засмеялись.

- Вы меня успокоили - сказал преподаватель, - у вас явно получилось повторить результат, который показывали другие исследователи. Я рад, что мир остаётся безопасным для психологии. Я уверен, что вы в ней достигнете успехов.

- Спасибо, сэр, - ответил я, и неудержавшись , добавил: - Я понял: вы применяете этот метод ко мне. И он работает!

Следующие не кольцо месяцев я пытался ловить окружающих на хорошем поведении. Меня все меньше удивляло и все больше радовало, что моя похвала их воодушевляла.

Мне даже стало приятно ловить самого себя на хорошем поведении. Это здорово!

«Инструменты развития. Правила счастливой жизни, успеха и крепких отношений / Алан Фокс. - М. Манн, Иванов и Фербер, 2015».