Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Техника коммуникации SET-UP

Встречали ли вы людей с которыми сложно просто говорить, а уж добиться от них каких либо действий кажется нереальным?

Это могут быть люди с ментальными проблемами, просто в кризисной ситуации, с тяжелыми зависимостями и без. И когда подобное происходит с посторонними легко отстраниться, оборвать коммуникацию, но когда это твой близкий человек и ты хочешь продолжать общение задача выглядит не решаемой.

Что если я вам скажу, что решение существует?

SET – поддержка, сочувствие, правда (support, empathy, truth) - это система коммуникации, состоящая из трёх частей.

UP – понимание, настойчивость (Understanding, Perseverance) – это уже «внешняя сила», исходящая от участников коммуникации.

Поддержка – здесь важно поделиться с человеком своими собственными чувствами и обозначить свое беспокойство. «Я переживаю за то, что ты плохо спишь в последнее время». Фактически, это обещание хотя бы попытаться помочь.

Сочувствие – напротив, нужно минимально говорить о своих переживаниях и сделать акцент на чувствах другого. «Должно быть, ты чувствуешь себя ужасно».

Никаких утверждений «я знаю какого тебе» , от человека в кризисе получите болезненную ухмылку и возражение – нет, не знаешь – и только обострите ситуацию.

Правда – утверждение, подчеркивающие ответственность собеседника за свою жизнь, которую не чья помощь не способна не заменить.

Правда в отличии Поддержки и Сочувствия, признает существование проблемы и обращается к рациональной части и конкретному плану: что же ты будешь с этим делать?

Другие выражения правды касаются конкретных действий, которые говорящий вынужден предпринять. Говорить здесь нужно безоценочно и по существу, например,
«Вот что произошло… Последствия такие … Вот что я могу сделать». Никаких обвинений.

Правда самая важная часть системы SET, потому что людям в кризисе тяжелее всего принять реальность и последствия.

Вы должны убедиться, что человек рядом с вами услышал каждую часть вашего сообщения, иначе реакция собеседника будет не такой, как вы ожидаете.

Эти принципы можно использовать в совершенно разных ситуациях, особенно когда нужно разрядить нестабильную обстановку.

Примеры ситуаций, где коммуникация при помощи SET-UP будет актуальна.

1. Что так, что этак – плохо

Девушка сообщает своему лучшему другу, что страдает от одиночества. Она говорит, что хочется закрыться дома и запрещает себе помогать и куда-то ее звать.

Здесь ее друг сталкивается с двумя совершенно противоположными смыслами:
1) открытое сообщение о том, что у девушки есть права распоряжаться своей жизнью как она хочет, даже если захотелось сидеть дома и страдать;
2) совершенно противоположный смысл, который существует из-за самого факта заявления о намерениях деструктивного поведения
«Пожалуйста, если я тебе дорога, помоги»
И что делать спрашивается? Если молодой человек проигнорирует заявление, то будет обвинен в холодности и безразличии. Если позовет ее куда-то гулять в компанию и познакомит с новыми людьми, то это будет игнорированием просьбы.

Техника SET-UP должна выглядеть в идеале так.

Поддержка: «Я очень обеспокоен твоим состоянием и хочу помочь»
Сочувствие: «Чувства, которые испытываешь, должно быть невыносимы. Все эти страдания, должно быть и привели тебя к таким решениям»
Правда должна отразить дилемму, с которой столкнулся молодой человек: «Я понимаю, что ты плохо себя чувствуешь и поэтому тебе хочется закрыться ото всех. Да, ты мне сказала не вмешиваться, но как я могу сидеть и смотреть на это. Твое предупреждение о намерении, говорит о том, что как бы тебе не хотелось закрыться от мира, какая-та твоя часть этого не хочет. И я обращаюсь к этой части. Давай сядем и вместе что-то придумает»

2. Когда другой считает, что чувствовать какие-либо эмоции плохо

Поддержка: «Я переживаю за тебя и готов поддержать»
Сочувствие: «Тебе должно быть непросто сталкиваться с этими эмоциями»
Правда: «У этих эмоций есть причины. Несмотря на то, что ты сожалеешь и они тебе не нравятся – эмоции никуда не исчезнут сразу. И эти эмоции могут возникнуть абсолютно у любого человека в таких же обстоятельствах»

3. Когда человек сталкивается, как ему кажется с несправедливостью

Представим ситуацию, что человек обрушивает на вас свою ярость за то, что считает, будд-то вы отжали у него место на работе. Он то не взаимодействует с вами, то открыто конфликтует, то обижается и хлопает дверьми. Добавим еще к тому, что у вас совместный проект.
Поддержка: «Я очень обеспокоен состоянием твоим состояние»
Сочувствие: «Это ужасно, когда боссы не ценят заслуг»
Правда: «Я понимаю, что тебе неприятно, что босс отдал повышение мне, но это не моя вина. Вместо того, чтобы проклинать судьбу, ты мог бы поговорить с боссом и выяснить какие скиллы он посчитал важными для этого проекта. Возможно ты поймешь, что какие навыки нужно прокачать и заберешь у меня следующий проект. А возможно поймешь, что он козел и мы вместе его пошлем»

И так, как вы поняли эту технику можно использовать, когда вам посылают не однозначные сигналы, когда близкие не могут признать свои эмоции, когда на вас обрушиваю ярость, гнев или пытаются в чем-то обвинить.

Автор: Никитина Валентина Александровна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru