Недавно прочитала о скандале, произошедшем в одной из школ Смоленской области и ставшем известным далеко за ее пределами.
Мальчик-второклассник неоднократно жаловался маме, что его обзывает учительница, но мама ему не верила. Учительница более сорока лет работает в школе, имеет огромный педагогический опыт.
Чтобы выяснить, правду ли говорит сын, мама положила в его рюкзак диктофон. Оказалось, что мальчик не лгал.
Кроме того, «ребенок не раз упоминал о том, что желает покончить жизнь самоубийством», – говорится в статье. А вот это у меня вызывает большие сомнения. Откуда восьмилетний мальчик может знать о таком способе выхода из ситуации? Дома об этом говорят? Или такие же малыши? Но… Как говорится, за что купила, за то и продаю.
Мама пошла с данной записью в прокуратуру, там возбудили административное дело по статье «Оскорбление, унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме».
Далее был приведен отрывок из аудиозаписи:
– Куриные мозги. В голове пусто, ты ничего не можешь! А я приведу комиссию, они проверят, что ты умеешь во втором классе. У меня сил нет! Это идиот, или как? Он закрыл книжку, сидит и играет. Руку на парту! Голова твоя не отвалится – она пустая. И не говори, что я виновата, что ты в штаны напустил, да? Ябеда растет, да и не только ябеда – наглец растет, законченный.
Это недопустимо. Учитель, может некогда и хороший, выгорел эмоционально. В таком состоянии работать в школе нельзя. Нужно уходить.
Думаю, что проблема оскорбления учеников отдельными учителями существует и существовал всегда.
Я окончила школу сорок лет назад. Нас тоже обзывали, но тогда это не было проблемой. По крайней мере, для нас. Мы воспринимали это легко. Точнее, даже не воспринимали.
Перед выпускным вечером одноклассница написала шутливое стихотворение, в котором зарифмовала все слова, которыми нас одаривали учителя:
Трудно жить на свете этом –
Не встречают нас приветом.
Нас приветом не встречают –
Очень этим огорчают.
Десять лет тебя клянут,
Идиотиком зовут.
Называют толстокожим,
Будто мы на то похожи.
Дрянью, сволочью, скотом.
Как нормальным быть потом?
А химичка назвала
Распустителями зла.
Но мы все равно чувствовали, что учителя нас любят, и не держали на них зла.
А вот воспоминания об учительнице начальной школы несколько иные: не трагические, но печальные.
Одну девочку, спокойную и медлительную, несколько полноватую, она называла «слепым котенком» и «мешком с г…м». При всем классе.
Да и мне доставалось. Так как я не выговаривала букву «р», то меня припечатала словом "кривоязыкая". Правда, всего один раз, и повода для этого оскорбления я не помню. Мне ничего не оставалось делать, как самостоятельно научиться выговаривать эту дурацкую букву.
В завершении статьи об оскорблении ученика говорится, что в школе проходит проверка, учитель пока продолжает вести уроки.
А вот призыв к родителям у меня вызвал негодование. Приведу дословно:
Уважаемые родители, не бойтесь использовать средства для видео, аудио и фото фиксации происходящего в школе – это не является нарушением личного пространства учителей и других присутствующих там лиц. Школа – это общественное, публичное место и вы имеете полное право записывать все что там происходит.
Я бы не могла и не хотела работать в школе, где мне не доверяют. Недоверие – это тоже оскорбление.
Но и прецеденты бывают. Вот такая дилемма.
P.S. Уверена, что учителей, которые любят свой предмет, работу и учеников – большинство. Не надо оскорблять их недоверием.
P.S. А вам приходилось сталкиваться со случаями оскорбления учеников? Как вы на это реагировали?