Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Гармоничное пространство юрты

... на светлое солнце-луну потом помолился,

в шестиугольный дворец заходя,

поклонился,

гостеприимство хороших людей уважая,

силы-здоровья хозяевам здешним желая...

(сказание "Хан-тонис на темно-сивом коне")

Мой недавний короткий отдых в юрточном комплексе заставил задуматься о восприятии пространства жилища.

Дом в традиционных культурах воспроизводит образ самой Вселенной. На мой взгляд, именно в юрте этот образ лучше всего отражает присущую миру гармонию.

Известно, что в традиционных хакасских космологических представлениях небо отождествляется с куполом юрты. Эти мифологические представления работали и в обратном порядке: юрта представляла собой модель мироустройства. Крыша юрты в этой модели являлась небесной сферой. И подобно тому, как Полярная звезда, согласно некоторым легендам, являлась дымовым отверстием неба и служила переходом в иной мир, дымовое отверстие юрты -тюнюк - служило проходом в иное пространство-время. Именно через тюнюк улетали шаманы в поисках потерянных душ. Верхняя часть жилища, наделяясь сакральным смыслом, оберегалась от всего, что относится к нижнему миру и использовалась в обрядах, связанных с миром верхним.

-2

В горизонтальной структуре пространства соблюдались ориентация входа на восток и разделение юрты на женскую и мужскую половины. Хакасская пословица "Дверь на восток, тёр (почётный угол) - на запад" описывает эту часть структуры жилого пространства юрты. Почётное место тёр, расположенное за очагом, предназначалось для хозяина дома и почётных гостей. Очаг являлся символическим центром этого микрокосма, средоточием тепла, поддерживающего жизнь. Пространство от входа до очага, близкое к внешнему миру, считалось непочетным, отражая символику перехода от внешнего к внутреннему, от чужого к своему, от дикого к культурному, от необузданного к упорядоченному. Женская половина юрты располагалась справа от входа, к северу. На этой половине располагались полки с посудой, другие кухонные принадлежности, а из предметов культа - "нечистые тёси" (нечистые обереги, нечистые помощники) - например, медвежий тёсь, страж порога. На мужской, южной стороне, хранилось имущество хозяина дома, охотничье снаряжение, располагались "чистые тёси". Присутствие тёсей, являющихся воплощением духов-покровителей рода, одухотворяло пространство дома, оживляло его, укрепляло границы обжитого мира.

Но даже в лишенной таких покровителей гостевой юрте чувствуется та разница в ощущениях тела, в изменении самого образа мыслей, в возрастающем уровне эмоционального комфорта, которую создаёт само округлое многоугольное пространство.

Как утверждают некоторые исследователи, именно такая форма наиболее устойчива, ведь в местах, где часто дуют сильные ветры очень важно, чтобы жилище могло выстоять в любой ураган. Вероятно, эта устойчивость границ жилого пространства считывается подсознательно, наделяя этим качеством и самого обитателя такого дома.

-3

В юрте, как замечено внимательными путешественниками, особая акустика, которая как будто смягчает и гармонизирует звуки.

Многие из тех, кому довелось переночевать в юрте отмечают также, что её пространство способствует здоровому сну и раннему пробуждению с чувством полного восстановления сил.

-4

Меня радует тот факт, что всё чаще появляются в пейзажах юрты, "геокупола", "добросферы" - постройки, которые выглядят органично и дружелюбно к природе. Вижу в этом резонанс со своей жизненной миссией - способствовать гармонии и балансу внутри человеческой души.

Обратиться к автору публикации можно по телефону:

+7 913 546-52-52
SMS, WhatsApp, Viber, Telegram

Автор: Затрутина Алена Владимировна
Врач-психотерапевт

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru