Найти тему
Расхламление и минимализм

Ёршик для мозга, или Три правила информационной гигиены, которые сберегут вам время, деньги и нервы

Оглавление

Убравшись дома, минималист идёт убираться в жизни. А убираясь в жизни, невозможно не убраться в гаджетах (хотя бы потому, что мы проводим в них до половины своего времени).

Информационная гигиена – часть диджитал-минимализма, и с этой темой у меня особые отношения. Я могла бы вас утомить целой лекцией о том, почему это важно, но нашёлся прекрасный человек, который сжал её до 2 минут:

Итак...⤵️

Что такое информационная гигиена?

Это СИТО, которое фильтрует информацию. Барьер, который защищает ваши глаза и уши от лишнего и откровенно вредного.

У такого щита есть серьёзная особенность: если вы посмотрели что-то или услышали, фильтровать уже поздно. Как правильно озвучила Татьяна Владимировна, тут в ста процентах случаев контакт равен заражению)

Что требует фильтрации?

Я выделила 5 категорий:

  • контент, который провоцирует думскроллинг и, как следствие, тревогу
Думскроллинг – это бесконтрольное погружения в негативное инфополе, прокрастинация за чтением или просмотром плохих, тяжёлых новостей.
Думскроллинг – это бесконтрольное погружения в негативное инфополе, прокрастинация за чтением или просмотром плохих, тяжёлых новостей.
  • «желтуха», контент, который просто отнимает время (часто он маскируется под полезный)
  • ложь, пропаганда и необъективные оценки
  • небезопасная эзотерика (от безопасной отличается тем, что вредит здоровью и финансовому благополучию), псевдонаучпоп
  • реклама

И тут позвольте напомнить вам жестокое правило маркетинга:

-2

То есть соцсети, которыми вы пользуетесь бесплатно, торгуют буквально вами (вашим вниманием). Магазины, которые бесплатно вам раздают журналы, торгуют вами (проходимостью через торговую точку). Визажист, который вас бесплатно накрасит, торгует вами (ваши фотографии станут лицом услуги, которую те продают).

И в этом свете вы даже не представляете, СКОЛЬКО вокруг людей и организаций торгует вами, но это совсем другая история, а пока... ⤵️

Вот простые правила цифровой гигиены, которые точно помогут

1. Отключите на телефоне уведомления

Запретите всем приложениям (кроме самых важных) отправлять вам уведомления. Я, например, живу без них уже год, а на днях у одного из любимых блогеров подсмотрела лайфхак, что можно включить уведомления только на сообщения о поступлении денег на карточку – тогда телефон быстро перестанет ассоциироваться у вас с тревожностью))

-3

2. Отфильтруйте источники новостей

Железобетонные правила новостной журналистики:

  • информация должна проверяться в нескольких источниках, а эти источники – указываться
  • оценочные суждения автора недопустимы, он подсвечивает только то, что есть, и только так, как есть по факту
  • описывая конфликт, журналист ОБЯЗАН публиковать видение ситуации ВСЕМИ конфликтующими сторонами и давать дополнительную оценку от нескольких независимых экспертов (слово «независимых» означает, они не преследуют личных, в том числе финансовых целей)
В уютном информационном коконе, сформированном плохими журналистами, часто бывает тепло, светло и чистенько, но выход из него того стоит. Я не питаю иллюзий, что вы сейчас радикально измените своё инфополе, но просто ПРЕДПОЛОЖИТЕ, что люди, которые поставляют вам информацию, могут ошибаться или намеренно врать. Рефлексия – это всегда полезно.
-4

И тут я, пожалуй, приведу ещё одно смежное понятие:

ЭХО-КАМЕРА — эффект общения в закрытом инфополе единомышленников, где все диалоги сводятся к поддакиванию. Информационная самоконсервация, в которой почти нет места критике и дискуссиям. Подробнее мы с коллегой-лингвистом пишем об этом тут.

3. Будьте неудобными

Включайте критическое мышление. ДушнИте, просите ссылку на источники, задавайте неудобные вопросы. Если вам рекламируют косметику, технологию или лекарство, требуйте исследования, подтверждающие эффективность. Вот пост, в котором я пишу про такие исследования подробней:

Также на эту тему я могу посоветовать почитать крутую книгу Борислава Козловского «Максимальный репост», выглядит вот так:

Источник: alpinabook.ru
Источник: alpinabook.ru

Каким должен быть информационный ресурс, чтобы заслужить ваше внимание?

Например, он может снимать напряжение, то есть вас развлекать, как крутой сериал. Он может быть ОЧЕВИДНО полезным и применимыми не никогда-нибудь, а прямо сейчас. Он может быть образовательным. Он может быть красивым в самом высоким смысле, то есть быть искусством. Он может закрывать ваши рабочие вопросы. Он может быть вам просто ПРИЯТЕН, то есть после взаимодействия с ним вам проще, спокойнее жить, чем до. Он ДОЛЖЕН быть объективным, профессиональным.

Я убеждена, что вся сила и мощь цифрового прогресса, сделавшего доступной практически любую информацию, дана нам именно для того, чтобы взять их этого потока лучшее. Действительно полезное. Действительно интересное. Действительно эффективное. И доброе. Созидательное💚

На сегодня всё, друзья. Да пребудет с нами сила чистоты, простоты, гедонизма и критического мышления.

-6