392 подписчика

ТИКСОФОБИЯ. ДАВАЙТЕ РАЗБИРАТЬСЯ, ЧТО ЭТО ТАКОЕ

106 прочитали

Сразу хочу зарубить первую шутку, придуманную только что: тиксофобия - это что-то очень личное...

Если никто не понял, где тут был юмор, не переживайте, я сейчас всё расскажу.

Это статья исключительно ироничного и юмористического характера, так что требую к ней соответствующего отношения, хотя все изложенные в ней факты будут чистой правдой. Бог свидетель, не совру ни в одном слове, а если вы и ЕМУ не верите, то проверяйте меня на детекторе. Я в своих статьях здесь на Дзене, а их уже более шестисот, не соврал ни разу, и это моё конкурентное преимущество.

А пока для начала давайте посмотрим, что насчёт тиксофобии гласит официальная объясняловка непонятных слов в виде всемирного разума:

Личные границы – неотъемлемый элемент здоровой личности человека. Одним из важных факторов в соблюдении личного пространства является тактильная неприкосновенность. Чужие прикосновения могут вызывать недоумение и неприятные ощущения. Иногда это происходит случайно, иногда кому-то необходимо дотронуться для того, чтобы подать какой-либо сигнал. Но, есть люди которые испытывают болезненные эмоции, если до них дотрагивается другой человек – тиксофобы.

Тиксофобия может распространяться не только на чужих людей, но и на близкое окружение. Данное расстройство заставляет воспринимать прикосновения окружающих как вторжение на личную территорию или угрозу здоровью и чистоте. Тиксофобы постоянно выдерживают дистанцию в любых обстоятельствах, там где это сделать не удаётся начинается личный психологический и физический дискомфорт.

Тиксофобия является частным случаем гаптофобии и тактилофобии, но об этом давайте образовывайтесь самостоятельно, вики в помощь.

Просто я вот он - тиксофоб. Но я не всегда таким был. Вернее, раньше я вообще таким не был. Это приобретённое, заработанное, полученное.

Всё началось ещё в далёких девяностых. Когда мне дарили часы, они ломались в течение недели по непонятным причинам...

В 2000-ых я сам себе купил родные часы в фирменном магазине Второго Часового завода у Белорусского вокзала - они прожили две недели. Потом Михалыч мне подарил швейцарский Tag Heuer, туеву хучу евро стоили. Скончались через неделю.

Последняя история была уже в 2010-ых, когда Илья "Варриор" Левин выслушал мой этот рассказ, снял с руки родные Casio, которые он носил пятнадцать лет не снимая, и сказал "а давай проверим". Я его сразу предупредил, чтоб он с ними попрощался. Не поверил. Они встали навечно на четвёртый день...

Вот так я перестал носить часы и браслеты: они меня поддушивали. И это не фигура речи, я говорю абсолютно буквально. Даже надетые на запястья, они создавали мне ощущение нехватки кислорода, удушья, и именно в районе шеи. Казалось бы, да?

На самом деле, смерть от удушья - это мой самый большой страх в жизни. Готов умереть как угодно, но только не от удушения или утопления. Наверное, после той истории 1999 года. Я поэтому уже лет двадцать в водоёмах не купаюсь...

Вернёмся к тиксофобии. Потом на мне начали чернеть серебряные цепочки. А после и душить. Я и от них отказался. Дальше начали лопаться кольца на пальцах, а обручальное просто меня выбешивало тем, что оно мне мешало делать всё, и под конец просто было ощущение, что оно не на пальце, а на горле затягивается...

В итоге вот уже более десяти лет я не ношу никаких украшений, кроме носков. Меня просто уничтожает, когда меня касается что-то инородное. К уличной одежде как-то привык, но дома не пользуюсь никакой.

Вот она такая моя тиксофобия, взросла на ровном месте. Очень сильно неудобная штука надо заметить. Продолжилось это всё окончательным диагнозом перед разводом в 2016 году, когда наши отношения с женой уже фактически были закончены. Спать приходилось вместе, но каждый раз, когда она меня во сне случайно задевала, меня просто перетряхивало...

С тех пор всё только ухудшалось. После развода я остался жить в доме один, превратившись в лютого интроверта, что потянуло за собой ещё одну проблему: я стал ненавидеть скопления людей, типа метро или автобуса, лифта, очереди, ведь все так или иначе ко мне прикасались, а меня это бесит!

Я сменил работу на ту, куда нужно было ездить к 22 вечера, чтоб в транспорте было пусто, работать в огромном ангаре одному, а потом и вовсе ушёл на фриланс, чтоб просто не выходить из дома, переехал в Северный, где меньше людей и меня никто не знает, полностью отграничившись от мира.

Вот так моя тиксофобия превратилась в демофобию и абсолютный интровертизм.

А теперь давайте попробуем вот всё вот это наложить на мою страсть: поездки с друзьями. Да, это будет сейчас сложно...

Друзья - отдельная тема. Сразу исключаем их из этого моего психиатрического уравнения. Друзья - это моя любовь, это моё душевное пространство, мои друзья являются неотъемлемой частью меня и моей жизни, поэтому тут они моему внутреннему миру со всеми его фобиями никак не препятствуют, а только лишь способствуют. Но вернёмся к этому чуть позже. Пока забыли.

Потому что вот вам самый вкусный парадокс. Поездки. Наши покатушки. Наше колесение по стране. Ведь поезда изначально, по умолчанию подразумевают наличие посторонних людей в диких количествах. И это моя главная проблема. Тиксофоб и поезда - две вещи несовместные казалось бы. Но хитрый гад я нашёл вариант решения.

Малодеятельные направления, где людей по минимуму. Если проанализировать все наши поездки за последние годы, то всё именно так. Когда предстоит поездка, я выясняю заранее, в какой электричке меньше людей, в каком вагоне будет просторнее, когда он набивается, я нервничаю и злюсь, когда он битком, я выхожу в тамбур и еду там один, когда берём билеты на ПДС, я выкупаю купе, потому что чужие люди меня раздражают, мне душно, я задыхаюсь...

Возвращаясь к теме друзей, заметил, что когда мы ездим совместно в наши покатушки, я всегда сажусь отдельно, напротив или отгораживаясь рюкзаком. И это происходит абсолютно автоматически. Я обожаю своих друзей, потому что это единственное, что осталось у меня в жизни (оставляя за скобками маму), готов общаться с ними сутками напролёт, но вот это - сидеть отдельно чтоб меня не касались - это моя подсознательная граница.

Вот поэтому я так люблю БМО. Там нет людей. Вообще. Всегда. В любом месте и в любое время. Наверное, это единственное общественное пространство транспортного типа, где я могу чувствовать себя спокойно.

Вот поэтому я езжу электричками "лесенкой". Когда народу становится слишком много, мне надо сменить поезд на более пустой. Вот поэтому я иногда еду дикими кругалями или наземным транспортом с десятком пересадок - мне нужно ехать в пустоте, если я уверен, что там будет пустота, а я уверен, ибо многолетний опыт.

Вот поэтому я езжу в метро либо сидя на одинарном сидении в вагоне СТЛ от "Алтуфьево", либо в пустом головном/хвостовом вагоне ЛДЛ от "Селигерской", отгородившись рюкзаком, либо стоя в каком-нибудь углу, чтоб меня не задевали.

О! Я понял! Откровение дня, до меня только что дошло. Почему я всегда таскаю с собой рюкзак? Это моя оборона! (с) Егор Летов. Это мой щит и меч. Это моё орудие дистанцирования от окружающего мира.

И вот тут внимательный читатель должен задать мне вопрос: а как тогда с бабами, дружище?

Да, в разрезе тиксофобии это очень непростой вопрос... Хоть тема уже была раскрыта в Манифесте.

Базовый инстинкт всегда берёт верх над фобиями. Он сильнее. Он появился намного раньше. Он отключает все страхи, особенно если это залить сверху алкоголем. Поэтому прикосновения женщин не доставляют мне дискомфорта. Даже наоборот. Но с одной оговоркой: пока меня это устраивает. Как только перестаёт - всё, я включаю режим интроверта и тиксофоба по новой с утроенной силой. Мне надо побыть одному максимально долго.

Если быть честным, то всегда...

Вспоминая стародавний афоризм: что такое апатия? это отношение к сношению после сношения...

Вот такая она - прикладная бытовая тиксофобия. Это вам не учебники по психиатрии читать и не ютуберов часами слушать. Бытовая, своя собственная фобия проста, как два байта переслать, понятна, как отражение в зеркале, но при этом беспощадна и неумолима.

В Манифесте я писал про свою бабушку, великую и гениальную Софью Николаевну, которая прожила 93 года абсолютно одна и была этому бесконечно рада до самого последнего дня. Есть подозрение, что генная теория - не такое уж и заблуждение, а чистая правда, и я что-то такое начинаю понимать, что точно знала она...

Завершая это небольшое погружение в тяжёлые психические расстройства автора, хочу привести в качестве иллюстрации к этой статье идеальную фотографию транс-фана, интроверта и тиксофоба. Поездка по железной дороге с друзьями, БМО, никого нет рядом и рюкзак как щит и меч.

Сразу хочу зарубить первую шутку, придуманную только что: тиксофобия - это что-то очень личное... Если никто не понял, где тут был юмор, не переживайте, я сейчас всё расскажу.

За сим вечно ваш

(с) Касым, 2023