Найти тему
Мосгорнаследие

«Подземный музей». Станция «Аэропорт»

«Аэропорт» - станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена, расположена под Ленинградским проспектом между станциями «Сокол» и «Динамо». Станция получила свое название по бывшему Центральному московскому аэродрому, находившемуся на Ходынском поле.

План строительства линии метро, проходящей около аэродрома, появился в 1932 г. В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 г. значилось, что линия второй очереди метро соединит центр Москвы с аэродромом. Согласно плану, станция «Аэропорт» должна была стать конечной, но из-за переноса депо второй очереди в район села Всехсвятского конечной стала станция метро «Сокол».

Станция «Аэропорт» была открыта 11 сентября 1938 г. в составе второй очереди строительства Московского метрополитена, на участке «Сокол» — «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»). Она стала первой односводчатой станцией московского метро, построенной полностью открытым способом (включая наклонные ходы и вестибюли), а также второй по постройке односводчатой станцией Московского метрополитена (после станции «Библиотека им. Ленина»). Авторы архитектурного проекта станции - Б.С.Виленский и В.А.Ершов (при участии Т.Вайнера и В.Сдобнова).

Архитектура станции «Аэропорт» посвящена тематике советской авиации. Через свод станции, потолки вестибюлей и стекла кассовых киосков проходят длинные узкие рельефные полосы, напоминающие стропы парашюта. Они пересекаются между собой и придают станционному и кассовым залам ощущение простора, легкости и воздушности. Авторы решили отказаться от массивного камня, как основного материала станции, и тем самым отошли от подходов характерных для архитектуры других станций второй очереди. В декоративном оформлении станции чувствуется влияние стиля «модерн». Подобный подход вызвал неоднозначную реакцию в архитектурной среде, в частности существовала точка зрения, что игнорирование авторами свойств материалов относится к недостаткам архитектуры станции.

Ниняя часть путевых стен станции отделана черным диабазом. Над ним расположены рельефные веерообразные вставки, облицованные мраморовидным известняком «биюк-янкой» и фиолетовым мрамором. Вставки выполнены в форме лучей восходящего солнца. Стены между ними облицованы серовато-коричневым мрамором. Гармоничное сочетание материалов разного цвета и фактуры придает путевым стенам особую декоративную выразительность. Над путевыми стенами по всей длине платформы расположены чугунные вентиляционные решетки ромбовидной формы. Они вписаны в ромбы, образованные пересечениями «парашютных строп». В центре каждой решетки - буква «М» из желтого металла.

-5

Вестибюли станции «Аэропорт» были встроены в два жилых дома, возведенных одновременно со станцией по проекту архитектора С.М.Кравеца (в 1954 г. дома были соединены). Архитекторы вестибюлей - Б.С.Виленский, В.А.Ершов, С.М.Кравец. Выходы со станции находятся на территории двух различных районов города Москвы: северный выход на территории района «Аэропорт» Северного административного округа города Москвы и южный выход (через подземный переход под Ленинградским проспектом) на территории района «Хорошевский» этого же округа. Стены вестибюлей изнутри отделаны белым коелгинским мрамором. Центром композиции вестибюля является кассовая ниша. Около нее два лестничных марша соединяются, и далее к аванзалу идет одна широкая лестница. Телефонные ниши в кассовом зале украшены полупрозрачным янтарно-желтым мраморным ониксом «агамзалу».

Во время Великой Отечественной Войны станция, также как и другие станции Московского метро, служила бомбоубежищем. Существует версия, согласно которой первая немецкая бомба, упавшая на Москву, взорвалась 22 июля 1941 г. рядом со станцией «Аэропорт». Конструкция станции метро «Аэропорт» была в 1942 г. скопирована архитектором Юлианом Островским для строительства бункера для И.В.Сталина в Куйбышеве (ныне Самара).

«Бункер Сталина» в Самаре
«Бункер Сталина» в Самаре

Изначально своды станции были покрашены в голубой цвет, чтобы создать у пассажиров буквальное ощущение неба над головой. Этот прием подвергся критике со стороны ряда архитекторов, в том числе из-за того что голубой тон снижал красоту мрамора на путевых стенах. Через несколько лет после открытия станции свод был оштукатурен белым цветом.

Оригинальный светильник перронного зала.
Оригинальный светильник перронного зала.

Также претерпел изменения и способ освещения станции. Первоначально люстры состояли из полукруглых светильников, закрепленных вокруг одного шарообразного плафона из молочного стекла. Плафон был по периметру обрамлен хрустальными подвесками. Однако эти оригинальные люстры давали слишком мало света и были заменены коническими люстрами из люминесцентных ламп. В 1979 г. из северного аванзала станции был сооружен выход в подземный переход под Ленинградским проспектом. Выход был оборудован одним из самых коротких в Московском метрополитене эскалаторов.