Найти тему

Актуальна ли сейчас книга Даррела Хаффа "Как лгать при помощи статистики"

Фразу "Есть три вида лжи — просто ложь, наглая ложь и статистика" любят повторять, чтобы показать свое скептическое отношение к этой самой статистике. Эту фразу взял эпиграфом к своей книге Даррел Хафф, а автором знаменитого изречения является граф Биконсфильд, более известный как Бенджамен Дизраэли, премьер-министр Великобритании во времена королевы Виктории.

Свою книгу, предварив ее столь многозначительным эпиграфом, Хафф назвал просто и со вкусом: "Как лгать при помощи статистики". Она увидела свет в 1954 году и с тех пор нисколько не устарела и продолжает переиздаваться.

Подписывайтесь и на другой мой блог "Личное мнение о людях и событиях"! А также на канал моего мужа Александр имхо.

Фото из открытого источника в Яндексе
Фото из открытого источника в Яндексе

Хафф поставил себе целью показать, как можно манипулировать общественным мнением и обманывать людей, используя статистические данные. Хотя тема является серьезной и выглядит довольно-таки занудной, автору удалось написать свою книгу простым, доступным языком, к тому же она снабжена иллюстрациями, примерами из жизни, так что не удивительно, что она стала популярной.

Хафф начинает с того, что объясняет читателю, что такое выборка и показывает, как можно ею манипулировать, чтобы получать нужные ответы. Это в том случае, когда информацию получают из ответов людей. Но все же статистика — не социология и имеет дело, в основном, с цифрами.

Иллюстрация к книге
Иллюстрация к книге

И вот тут нас ожидает первая каверза — святая святых статистики, его величество В СРЕДНЕМ. Дело в том, что среднее значение можно брать по-разному и использовать в зависимости от ситуации. Например, каждый где-то видел данные по средней зарплате в своем регионе. Уверена, что вы, как и я, поражались тому, что эта сумма выглядит как-то слишком оптимистично. Ее считают как среднее арифметическое. А вот если ее посчитать как медианную, с учетом социальных характеристик групп, то получились бы совсем другие цифры.

Хафф приводит пример недобросовестного использования данных статистического анализа на вредные вещества в разных марках сигарет для рекламы одной из них. Анализ показал, что разница в количестве этих веществ у сигарет ничтожна, но фирма, в продукции которой оказалось на микрон меньше вредных веществ, чем у других, построила на этом свою рекламную кампанию, ссылаясь на этот факт, но скрыв, что значения там минимальные.

Манипулировать восприятием статистических данных можно и при помощи графиков. Буквально от их вида зависит, как люди воспримут данные. Очень распространенный способ обмана при помощи статистики — ложные причинно-следственные связи.

Так что будьте бдительны. Не всем цифрам можно верить.

Читайте еще на моем канале:

Культурный шок: что это, как и почему

Отличались ли западники XIX века от нынешних