Каждая мама, родившая своего ребенка, задает себе вопрос, - «А мой будет умным?» Психологи и физиологи, анализируя те или иные особенности развития новорожденного, а далее детского поведения, мышление, способности к обучению, характера и других проявлений, любят говорить, что все дети разные. Но всё же некоторых из детей называют «одарённый ребёнок».
Одаренность в психологии — это особый уровень развития личных способностей. Одаренность в физиологии – это способность мозга изменять себя на протяжении всей жизни. Пластичность мозга определяет нашу способность к обучению. Если человек может приобретать новые знания, навыки, избавляться от старых плохих привычек - его мозг пластичен. Помогает в приобретении новых способов мышления именно внимание и умение его концентрировать. Всем известно, что у новорожденного ребенка имеются патологические рефлексы, которые плавно, к 6 месяцем, исчезают. Далее начинают формироваться умения, навыки и способности. С позиции анатомии нервных клеток происходит такая трансформация. Незрелые нейроны, у которых нет отростков начинают расти, у них появляются короткие отростки (дендриты). В процессе стимуляции (физической, зрительной, слуховой) эти отростки формируют контакты между нервными клетками (синапсы). Сеть контактов (нейросеть) формирует зрелую центральную нервную систему (ЦНС), по которым двигаются электрические импульсы. Первый шаг по незнакомым дорогам всегда сложный, можно даже физически почувствовать, как ваши извилины начали работать, может заболеть голова или пульсировать в определенных участках — это включаются в работу те нейроны, которые до недавнего времени спали крепким сном.
И психологи, и физиологи считают, что именно одарённость позволяет своему обладателю достигать незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности, по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Однако не надо забывать, что человек в своем развитии проходит следующие стадии развития: оплодотворение, беременность, роды, импринтинг, воспитание, обучение и самообразование.
В настоящее время учеными в области психологии и физиологии доказано, что одаренность является качественным своеобразием и результатом сложного взаимодействия социокультурной среды и наследственных качеств. Необходимо также отметить, что для развития одаренности большое значение имеет стимуляция двигательного, зрительного и слухового анализаторов родителями после родов, а также собственная активность ребенка. Психологические механизмы его саморазвития заложены в основу формирования и последующей реализации индивидуальной одаренности.
Согласно изучению психогенетиков, на примере анализа развития способностей монозиготных близнецов, одаренность примерно вполовину зависит от генетики и вполовину от среды. И в той части, что приходится на условия внешней среды, примерно половину дают первые два года жизни, а из оставшейся половины в равных частях семейная среда и общество. С позиции психологии и физиологии развития это два важных периода: импринтинг и воспитание. Психология материнства, роды и формирующееся после рождения запечатление окружающее среды (вкус, запах, свет, звук, гравитация, глубокая и поверхностная чувствительность) определяют своеобразный поворотный момент в развитии мозга. Роды служат сигналом к функциональному «обнулированию» и отказу от внутриутробных функций, а импринтинг отключает и подавляет патологические рефлексы в первые полгода жизни после родов. Синдром оживления в родах с активацией электрической активности ЦНС (регенерация нейронов в незрелом мозге), а также импринтинг (первые 6 месяцев после родов) – ключ к решению многих, если не всех проблем нервной системы, психики и речи.
Импринтинг – это закономерная стадия жизни, определяющая степень зрелости человека и его мозга. Импринтинг – это первичное запечатление стимулов окружающей среды. Из-за резкого перехода из водной среды в воздушные и быстрые формирования мозга ее называют критической стадией развития. Она проходит очень быстро – первые 6 месяцев после родов. Дендритное ветвление нейронов (рост коротких отростков как у луковицы, которую на уроках биологии мы сажали в стакан) обуславливает увеличение массы мозга в два раза. У новорожденного масса мозга составляет примерно 400 гр., а у полугодовалого ребенка уже 800 гр. (у взрослого масса мозга равна 1 кг. 400 гр.). Это единственный период в жизни человека, когда быстро растет голова. На этой стадии развития ЦНС формируется структурно-функциональная зрелость промежуточного мозга, а именно таламуса, гипоталамуса, эпифиза и гипофиза. Развивается слуховой, двигательный и зрительный анализаторы.
Одарённость в детском возрасте определённую имеет специфику, которая связана с воспитанием и игровой деятельностью родителей. В игре всегда встречаются страшные животные, непредсказуемые последствия и риски для жизни (драма, трагедия). Борьба добра со злом в сказке всегда приводит к формированию нестандартного мышления, скорости запоминания, освоению новых умений и навыков, а также формированию нестандартных форм поведения.
Для справки: Ученые из Центра прикладных исследований экологии и лесопользования рассказали, что мозг птиц, живущих на островах, может с годами увеличиваться. Данная тенденция связана с изменениями условий обитания при перелетах, требующих запоминания новых ландшафтов и климатических особенностей.
Мозг птиц, живущих на океанических островах, больше, чем у их материковых сородичей, по эволюционным причинам — менее предсказуемая жизнь требовала больших возможностей адаптации, выяснили ученыe из Испании, Швеции и Канады. Их исследование опубликовано в журнале Nature Communications.
Одна из самых умных птиц, новокаледонский ворон (Corvus moneduloides), умеющий пользоваться орудиями и воссоздавать инструменты по памяти, живет на островах в Тихом океане. Его не менее умный родственник, Corvus hawaiiensis, или гавайский ворон, до того, как он полностью исчез из дикой природы, встречался только на части Гавайских островов. Дятловый древесный вьюрок (Camarhynchus pallidus), живущий на Галапагосских островах, тоже умеет пользоваться инструментами и даже обрабатывать их.
В педагогике принято выделять виды одаренности. Их можно выделить по степени выраженности, форме и широте проявлений, по виду деятельности. Что касается степени выраженности – если представить человеческие способности вдоль некоей шкалы, то ноль - отсутствие способности, дальше следуют обычные способности, потом одаренность и самые высокие значения – гениальность.
Разница детей с одаренностью заключается в наличии повышенного критического мышления, в способности самостоятельно осмысливать сложные проблемы. Учащиеся же с одаренностью всегда успешны именно в обучении. Одаренность – характеризуется высоким творческим потенциалом. Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер, например увлечение гимнастикой, каким-либо спортом, техническим конструированием, сочинение стихов или рассказов, рисование, музицирование и многое, многое другое.
Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по генетике родителей и первых годах жизни ребенка. На сегодняшний день учеными доказано, что у одаренных детей, некоторые области мозга и количество нейронных связей (нейросеть) больше, чем у других.
Как механизмы одаренности и научное открытие доктора Мышляева связаны?
Научное открытие «Явление восстановления структурно-функциональной зрелости мозга человека» нашло своё применение на практике – это уникальная система нейрореабилитации «РОДИСЬ ЗАНОВО! или Моделирование родового стресса».
Каждый человек на планете Земля, находясь в утробе матери в сложенном состоянии, рождается на свет через стресс. Родовой стресс – это основной механизм запуска электрических процессов в мозге (регенерация).
В основе научного открытия лежит принцип единства электрических процессов в ЦНС в ходе родов и в ходе реабилитации.
Как в родах, так и в процессе реабилитации, человек и его мозг испытывает одни и те же нагрузки, которые «запускают» регенерацию нейронов, рост самих клеток и их отростков, а также связей между ними. В результате дозированных нагрузок (урок, интенсив, тренинг «до отказа патологических рефлексов») происходит восстановление структур и функций мозга.
Суть системы нейрореабилитации заключается в следующем:
Применяемая в процессе реабилитации «обогащённая среда с эмоциональным подкреплением» в виде дозированных физических, психических и речевых нагрузок, и родовый стресс у младенца, который он испытывает в процессе нормальных родов, имеют единый механизм запуска процессов регенерации нервных клеток. Система нейрореабилитации повторяет все процессы активации, происходящие во время беременности, родов, импринтинга и воспитания.
Вывод: Чтобы получить здоровый или одаренный мозг, нужно смоделировать родовый стресс, а также механизмы импринтинга и воспитания.
Таким образом, установленное доктором Мышляевым С.Ю. явление восстановления структурно-функциональной зрелости мозга человека является новой, неизвестной ранее закономерностью.
Лечение нагрузкой открывает новые перспективы в изучении функций мозга, его развития, таких свойств мозга, как регенерация и нейропластичность. Это даёт реальную возможность применить научное открытие на практике. Это позволяет восстановить больных с незрелым или поврежденным мозгом, ранее считавшимися неизлечимыми.
Подробнее о методике на сайте https://мышляев.рф