Не раз я слышала такое мнение, что психотерапия нужна человеку, только если он болен. Объяснение простое и внешне логичное: терапия – лечение – болезнь. Я здоров, меня лечить не надо. И, вроде бы, все верно. Но ведь боль, когда речь идёт о душе, не всегда болезнь. Боль - признак нарушения нормальной работы, функции. Боль это и опыт, и сигнал о том, что необходимы измнения.
Поэтому здесь, немного размышлений, что для меня означает психотерапия и нужна ли он тем, кто не болен (т.е. не имеет диагноза), но у кого болит.
Начну с того, что изначально познать себя можно только через другого. И это не я сказала, это великие философы. Поэтому человеку нужен человек. И когда я говорю о терапии, то обращаюсь не только, и не столько к лечению, сколько к греческим корням этого слова – служение и почитание. Тогда служение душе, её почитание как ценности и, соответственно, обращение со всем, что относится к сфере психического, как с ценным и уникальным, с почтением, позволяют взглянуть на терапию, как на встречу человека уже научившегося ценить и заботиться с тем, кто только к этому идет, стремится. Или оказывается на этом пути в силу болезни.
Поэтому, я опираюсь на следующие тезисы:
- Психотерапия – встреча с личностью.
- Психотерапия – поле для исследования себя через другого.
- Психотерапия – действие, источник нового опыта и ресурсов.
- Психотерапия – само и излечение душевных ран при помощи здорового и умелого другого.
Немного про каждый из них.
Психотерапия – встреча с личностью.
Каждому из нас в определённые моменты своей жизни хочется быть. И иметь.
Не так сейчас важно – каким, любимым, значимым и признанным, важным, замеченным. Нам надо быть каким-то. Но не любым, а таким, какой я есть. Со всеми своими особенностями, странностями, достижениями и недостатками, мыслями, идеями, чувствами, и даже внешностью. Нам всем хочется быть. И это возможно только при встрече с другим. И очень хочется от этого другого что-то иметь - реакцию, мнение, мысль, похвалу, идею... Подтверждение себя.
Надо ли для этого естественного желания быть больным? Нет.
Надо ли для этого идти к психотерапевту или психологу? Тоже нет.
Надо ли отказаться от этого желания потому, что нет того, кто поможет его реализовать? Еще раз нет.
Но.
Всегда ли нас могут принять такими, какие мы есть? Нет.
Готовы ли мы раскрываться другому без страха быть отверженным? Часто нет.
Всегда ли у нас есть ресурс пережить то, что нас не приняли «во всей красе»? Тоже нет.
И вот тогда можно обратиться к личности того, кто знает и умеет. И решить для себя вопрос про быть и иметь, про страдать и жить, про любить и оставаться собой. Ну, и другие попутно. Про как, куда, для чего...
Психотерапия – поле для исследования себя через другого.
У каждого из нас с раннего детства усваивается опыт, удачный или не очень, но свой. Но не каждый из нас гибок и эффективен в получении и проживании нового опыта. Не в каждой период жизни хватает ресурса отказаться, изменить старое, даже если с ним уже сложно, на новое. Потому что с ним тревожно и непонятно.
Психотерапия, как поле для исследования себя, своего поведения, окружения, своих реакций (это все еще о себе), содержит точки опоры:
Возможность задавать вопросы и искать на них ответы. Исследование. Анализ. Рефлексия. Поиск того, что мешает. Поиск решения. Исследование изменений....
Возможность обсудить вновь открытое, и посмотреть на это с разных сторон, оценить варианты изменения и попробовать их. Безопасно. При поддержке. Много раз перед тем, как взять с собой в жизнь.
Возможность получить конструктивную обратную связь. Мы ограниченны в познании самих себя. Мы можем задавать вопросы себе и к себе, но не можем выйти из себя, чтобы дать ответы на многие из них. И в пространстве терапии, личной или групповой, есть возможность увидеть себя иначе, научиться чему-то о себе и для себя.
И для этого не надо быть больным. Надо быть жаждущим. Желающим изменений. Идущим. И точно, отсутствие болезни в этом пути ничуть не помешает. А вот боль можно будет исследовать. Чтобы потом действовать и излечиваться.
Психотерапия – действие, источник нового опыта и ресурсов.
Взять ответственность за всё, что будет сделано дальше – это одно из самых сложных действий. И научиться думать, серьезно думать. Наблюдать. Развивать дисциплину мыслей. Работать над изменениями – это все действия. Без этого терапии просто нет. И она же есть и опыт, и ресурс, открывающий доступ к внутреннему ресурсу самого человека, позволяющий убирать преграды на пути к самому себе, налаживать контакт со своим я.
А так ли часто у тех, кто относит себя к здоровым, хороший контакт со своим я?
А надо ли дожидаться непременно болезни, чтобы идти к себе?
А у нас точно был в жизни тот, кто учил и помогал действовать с любовью и состраданием, с заботой и желанием, применяя это все к себе?
Я за то, чтобы не идти путем накопления разрушений. И начинать тогда, когда о болезнях и мыслей нет. Может быть это неудовлетворенность, дискомфорт, боль... А может, уже начатый посик, который требует действия.
Психотерапия – само- и излечение душевных ран при помощи здорового и умелого другого.
Что мы делаем с раной физической?
Исследуем структуру нарушения - глубина, характер повреждения, очищаем, убираем то, что мешает - гной, погибшие ткани, инородные предметы, и даём заживать. Может ли врач срастить рану? Нет. Зашить. Обработать. Смазать кожу рядом. Дать лекарство. Завязать. Но заживает рана сама. В условиях, созданных врачом. При участии пациента (питание, режим, лекарства, упражнения и др.) Вот и терапия создаёт условия, чтобы рана зажила. И чем глубже рана, тем больше усилий требуется как от пациента, так и от врача.
Так и с ранами душевными. Но кого считать искусным лекарем? Время? Друга? Заботливого родителя? Новую любовь? Все это тоже возможно. А может и нет.
Если испробованное не помогает, то на помощь приходит тот самый, уже прошедший этот путь, и научившийся сопровождать в этом пути (лечить), другой. И психотерапия – это работа двоих по созданию условий для самоизлечения тех самых душевных ран.
Четыре точки опоры, о которых я написала, - возможно не все, что можно найти в работе со специалистом. Возможно, ваши открытия дадут нечто другое. И это будет ваш процесс познания себя, и простым он не будет в любом случае.
Для меня же вот такое видение и позиция проясняют, почему врачи-психотерапевты и психологи спорят об одном и том же много лет. Кто может заниматься психотерапией, а кто нет. У кого какие «права доступа» к психике человека. Кто и что делает в психотерапии, когда есть человек больной, а когда есть здоровый, но с болью. Чем сложнее нарушение – тем выше квалификация, глубина и уровень подготовки. И важность работы в команде, когда помощь нужна мультидисциплинарная. Но это уже совсем другие размышления. И другая история.
Для иллюстрации использована картина польского художника-сюрреалиста
Rafal Olbinski
Группа ВК https://vk.com/clubcabinet6 Тексты. Запись на консультации.
Автор: Сметанина Екатерина Сергеевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru