Найти тему
Странствия поэта

Дар поэта от Бога? Скорее всего нет и вот почему

Оглавление

Я очень поздно начал писать стихи по так называемым «поэтическим меркам». В 25 лет я вдруг решил, что буду делать поэзию несмотря ни на что. И 5 лет писал вслепую – как ощущаю, так и пишу.

И лучше бы мне кто-то сразу сказал, что так делать не стоит. Но тем не менее я оставил свои старые стихи, ничего не удаляя и не меняя. Ведь именно это показатель того, что творчество не статично — оно постоянно развивается, если автор прилагает к этому усилия, а не надеется на благосклонность музы.

В стихосложении, как в школе. Если закончил только 9 классов, умеешь читать и писать, то этого достаточно для того, чтобы выдавать простые писульки типа сообщения в соцсети, заявления на работу или записи в жалобную книгу. Но этих знаний недостаточно, чтобы писать структурированные тексты, сценарии или рассказы, например. Этому нужно учиться.

Вот так и с поэтическим материалом. И прямое доказательство этому — те самые авторы, которые заявляют, что у них «дар от Бога» или «стихи им диктуют свыше», они так видят, и никакие правила и теории стихосложения им не нужны. так видят и никакие правила и теории стихосложения им не нужны.

Их стихи не просто на уровне пятиклассника (чаще всего) — они чистое повторение когда-то услышанного у других поэтов, как правило, классиков. То есть работы над словом 0, своей концепции 0, свежих (своих мыслей) тоже не густо. И если Бог им что-то и диктует, то самые простые и незамысловатые стихи, которые и без него написать несложно.

-2

Великое заблуждение считать, что классики — это 100% посланцы небес, которым дар был дан свыше. А вот при жизни сами классики так не считали. Мы только у Пушкина в переписке с друзьями видим, сколько времени он уделял проработке каждой строчки, советовался, исправлял, переписывал и вычеркивал ненужное. У Пушкина очень мало стихов, написанных в один присест, кроме экспромтов. Все его великие творения — результат проб и ошибок, о чём говорят их многочисленные черновые варианты, оставшиеся после поэта. И сам он говорит о поэзии так:

«Вдохновение в поэзии нужно как в геометрии»

Понимаете смысл выражения? Пушкин считал, что в стихах нужна точность и умение правильно подобрать и структурировать текст, ни о каком «даре свыше» он нигде, ни в письмах, не упоминает. Хорошо, а если не Пушкин, то что говорили об этом другие поэты? А вот посмотрите:

Поэтический талант дает многое, когда он сочетается с хорошим вкусом и направляется сильной мыслью. Чтобы художественное творчество одерживало большие победы, необходимы для него широкие умственные горизонты. Только культура ума делает возможной культуру духа.
Валерий Брюсов
Поэзия — это когда чувство находит свою мысль, а мысль находит слова.
Роберт Фрост
Поэт — это последний человек, кто радуется тому, что его стихи перекладываются на музыку. Поскольку он-то сам в первую очередь озабочен содержанием, а содержание, как правило, читателем усваивается не полностью и не сразу. Даже когда стихотворение напечатано на бумаге, нет никакой гарантии, что читатель понимает содержание.
Иосиф Бродский
-3

Перечислять можно бесконечно. И это не мои доводы, а слова великих поэтов, которые уже признанны в истории.

Практически у любого поэта мы найдём мысли, что создание стихотворения (настоящего) – это всегда работа разума, а никак не упование на высшие силы. Но это не значит, что поэтом может быть каждый.

Вообще, поэт — это ребёнок, не желающий взрослеть, но жадно пожирающий жизнь во всех её проявлениях. Поэт — это человек, который не сможет работать с утра до ночи, разгружая вагоны, но сутки напролёт будет править строчку, чтобы получилось. Его «жизненная настройка» работает по-другому, вот поэтому он будет страдать там, куда приходит постоянство и бытовуха. Эта среда не породит ничего хорошего — она может лишь производить уже отлаженное. А это не поэзия.

Вот поэтому хороший поэт — это всегда странник, вечно недовольный положением вещей. Ему нужно всегда куда-то идти и что-то делать, менять, исправлять, спорить с судьбой и бросать ей вызов. Высоцкий писал:

«Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души»
-4

И был абсолютно прав. Но мало кто пойдёт на такие подвиги ради того, чтобы у него получилось великое стихотворение. Именно поэтому великих поэтов не так уж много в реальной жизни. Есть профессиональные, есть любители, а вот великий поэт — это всегда вызов всему мирозданию с маленьким шансом на небольшую победу. Система и общество всё равно победят, проглотят и уничтожат творца. Но если он хотя бы на минуточку вспыхнет как яркая звезда, то этот свет разнесётся на столетия. И харкающие в сторону творца современники, не понимающие его стремлений, уйдут в небытие, а потомки вознесут до небес.

Это дар и проклятие настоящего поэта.

Вывод

За любым великим стихотворением стоит работа разума, знаний, наблюдений и восприятия. Это сегодня мы с упоением читаем стихи того или иного классика, даже не подозревая, сколько труда вложено в этот текст. Сколько раз он переписывался или переделывался, чтобы получилось. Да нам, как читателям, это и не надо, ибо мы восхищаемся конечным результатом.!

Спасибо за внимание!