Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Цену смерти спроси у мертвых" (СССР, 1977) и "Циники" (СССР, 1991)

Цену смерти спроси у мертвых. СССР, 1977/1978. Режиссер Кальё Кийск. Сценарист Мати Унт. Актеры: Юозас Киселюс, Гедиминас Гирдвайнис, Мария Кленская, Элле Кулль, Энн Краам, Паул Лаасик, Кальё Комиссаров и др. 5,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Действие этого фильма К. Кийска происходит в 1920-е годы, и название его не случайно. Какова она, цена смерти? Главный герой фильма — подпольщик Антон знает ее. Поэтому предпочитает умереть, но не жить предателем. И в этом его не может переубедить даже старый школьный приятель Бруно. Их спор — сцена наивысшей психологической напряженности.

Режиссер не щадит зрителей: в этом суровом фильме есть жестокие, натуралистические сцены. Резкое и динамичное действие может внезапно стать тягуче-медленным, с полным совпадением реального и экранного времени (эпизод ожидания казни).

Элле Кулль очень привлекательна в роли Доры, И вместе с Эстер (М. Кленская) и оператором Ю. Силлартом замечаем это и мы. С большим трудом ей удается превозмочь себя в минуту слабости — и обе актрисы в этом эпизоде психологически точны и глубоко выразительны. Ю. Силларт превосходно использует в этой сцене фактуру материала: зеркала, предметы косметики, детали обстановки, которые тоже играют на образ Доры...

Антона Соммер получает право на свидание с женой. Антон говорит, что в ней еще сохранилось прежняя красота. С помощью актрисы Мари Лилль, грима и мастерства оператора происходит чудо, исходящее как бы изнутри — перед нами предстает действительно красивая молодая женщина. Но как быстро гаснет этот блеск, когда узнает она, что никогда судьба не вернет ей любимого человека — ее мужа…

Нестандартна и операторская работа. На заре зарождения цвета в кино «Цену смерти...» мало кто, наверное, назвал бы цветным фильмом. Оператор Юри Силларт сделал все возможное, чтобы передать совершенно естественную цветовую гамму — не приукрашенную, не подсвеченную прожекторами. Поэтому серые, желтые, коричневые тона создают впечатление вуали, наброшенной на старый пасмурный Таллин...

Это, впрочем, не мешает изысканным композициям и неожиданным ракурсам. Соблюдены все обязательные компоненты стиля ретро, придающие картине убедительную достоверность...

Александр Федоров, киновед

-2

Циники. СССР, 1991. Режиссер Дмитрий Месхиев. Сценарист Валерий Тодоровский (по роману А. Мариенгофа). Актеры: Ингеборга Дапкунайте, Андрей Ильин, Ирина Розанова, Виктор Павлов, Юрий Беляев, Сергей Баталов и др.

«Циники» — экранизация романа одного из недавних литературных «изгоев», друга Есенина Анатолия Мариенгофа. Роман этот — о попытке молодой красавицы уйти от беспощадного урагана, вызванного октябрьским переворотом 1917, в интимный мир «отдельно взятой отдельной квартиры», экранизирован в изысканном стиле русского декаданса начала века.

Приглашение на главную роль литовской актрисы Ингеборги Дапкунайте подчеркивает стремление авторов создать вокруг героини ауру непохожести. Русская по происхождению, героиня картины, благодаря неславянской внешности и акценту исполнительницы, кажется неким экзотическим цветком, перенесенным прямо из оранжереи на российский морозный воздух времен военного коммунизма...

В фильме можно обнаружить немало параллелей, ассоциаций относительного нашего современного жития-бытия. При этом авторы вовсе не стремятся к некой исторической объективности. Театрализованная жанровая условность режиссерского приема обнажена. Эмоциональная холодноватость, отстраненность, ироничность, педалированная стилизованность превращают «Циников» в мастерски продуманную и воплощенную кинематографическую игру.

Александр Федоров, киновед