Слово "жемчуг" - китайско-тюркского происхождения. Китайское "гончу" трансформировалось в тюркское "чженьчжу", а затем в русском - в "жемчуг". Самым первым письменным упоминанием слова "жемчуг" на Руси считается надпись на кресте княгини Ефросинии Полоцкой (1161 г.):
"Въ лѣ[то] 6000 и 669 покладаеть Ѡфросиньѧ чьстьныи кр(е)стъ въ манастыри своемь въ ц(е)ркви С(вя)т(о)го Сп(а)са. Чьстьное дрѣво бесцѣньно есть, а кованье его злото, и серебро, и камѣнье, и жьнчигъ въ 100 гривнъ, а др... 40 гривнъ."
Еще в 17 веке за жемчугом ходили почти, как за рыбой. На Руси было известно более 150 жемчугоносных рек. «Есть губернии, как, например, Нижегородская, в которых каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до тысячи настоящих жемчужин».
Россия ещё не добывала в своих недрах ни золота, ни серебра, но русские женщины уже были в жемчуге: жемчуг на платье, жемчуг на головных уборах, на чоботах, на носовых платках. Россия была жемчужной страной.
Конечно, речной жемчуг отличается от морского, но зато его было очень много, да иногда среди неправильных и мелких попадались настоящие «перлы» - крупные и абсолютно ровные, такие, что, если положить на блюдечко, жемчужина сама не будет стоять на месте. Такой жемчуг назывался «скатным» и, кстати, именно так определяли его стоимость – чем дольше катится сам, тем дороже. На русском Севере жемчужины ассоциировались как со слезами печали (половинчатый жемчуг), так и со слезами радости (скатный).
Но всё хорошее когда-нибудь кончается! Иссякли и жемчужные запасы. Да и стоимость настоящего жемчуга заметно подросла. А красивыми хотелось быть женщинам любого сословия! И тогда люди придумывают, как имитировать жемчужины.
Первый искусственный жемчуг произвели в середине 15 в. в Италии. В стране, в которой производство стекла было поставлено на высочайший уровень, стекольщики умели создавать полые стеклянные шарики. Далее создавалась «жемчужная эссенция» - как правило, на основе рыбьей чешуи, - шарик заполнялся парафином для придания эффекта опалесценции, запаивался, полировался, красился…
А самой распространенной и знаменитой «подделкой» считается жемчуг «майорика» (majorica). Уже более 120 лет на испанском острове Майорка в Средиземном море оттачивают мастерство производства искусственного жемчуга, начатое немецким эмигрантом Эдуардом Хьюго Хош, который решил добиться максимального сходства процесса с ростом жемчуга в природе.
Рецепт майорки был прост - по крайней мере, проще, чем изготовление-паяние итальянских шариков: на основу (стеклянную, алебастровую или другую, с необходимыми оптическими свойствами) слой за слоем наносится лак, изготавливаемый из перламутра.
Собственно, примерно так жемчужина и растет в природе, обволакивая песчинку перламутровыми слоями. Только человек не ждет итога этого естественного, но утомительного процесса, а производит его сам, своими руками.
Качество жемчуга-майорки таково, что отличить его от натурального, без соответствующего оборудования и образования, бывает невозможно. Традиционно шутят, что чаще всего искусственный жемчуг выдает его совершенство.
Раз на жемчуг годится любой перламутр, то раковины стали ловить и крошить в промышленных масштабах. За триста лет моды на перламутр, в 16-19 вв., множество видов моллюсков с перламутровыми раковинами были уничтожены. Но если дорогие, редкие перламутровые створки шли на изготовление действительно дорогих украшений, то в последние двести лет на перламутровый порошок годилось все, что блестит.
Искусственный или настоящий, культивированный или выращенный - женщины по-прежнему любят жемчуг! Кстати, уважение, которое питали наши предки к нему осталось и в языке. По сей день высочайшее качество любого предмета или творения человеческих рук называют - "жемчужина".
#артельныйряд #пискунова37 #история #жемчуг