Найти тему

Модели двухосных платформ для марганца СЖД (№64-65)

Пара моделей-близняшек в масштабе 1:87, выполненных по мотивам довольно старого и редкого прототипа. То, что такие вагоны были, сомнений, конечно, не вызывает. Но фотографий этих моделей, которые можно было бы однозначно идентифицировать, исчезающе мало.

Справедливости ради нужно отметить, что сам термин "платформа для перевозки марганца" (а если совсем точно, то марганцевой руды) вероятно не совсем корректен и является условным наименованием короткобазных двухосных платформ с базой 3900 мм. На такой же базе в довоенном Советском Союзе строились двухосные крытые вагоны так называемого "канадского типа".

Есть предположение, что эти платформы не были довоенными, а появились только во второй половине сороковых годов. Такое предположение связано с тем, что никаких более-менее однозначных материалов по этим платформам в довоенных источниках не встречается, в альбоме 1943 года их тоже нет, на фотографиях военных лет с поездами и бронепоездами они также не попадаются.

-2

При этом наименование "платформа для перевозки марганца", которое встречается в справочнике "Вагоны широкой колеи железных дорог СССР", возможно говорит либо о допущенной ошибке. Упоминания с таким наименованием были зафиксированы в справочниках по вагонам разных лет, в том числе 1948 и 1955 года. Платформы могли быть действительно разработаны и выпущены под конкретную задачу - перевозку марганцевых руд - но потом в сиду разных причин задействованы для перевозки других видов грузов. Также возможно, что такое наименовании может говорить лишь об их специализации в последние годы их эксплуатации. Данного типа платформы были выведены из активной эксплуатации на путях МПС в начале-середине 60-х годов, были переданы предприятиям горнодобывающей промышленности - и в таком случае такое наименовании может говорить лишь об их специализации в последние годы их эксплуатации на момент составления справочника.

-3

Существует также версия, что эти платформы не производились как платформы, а были переоборудованы в конце 40-х из крытых вагонов под нужны горнодобывающей промышленности и использовались в течение 50-х - начала 60-х годов. В середине шестидесятых их начали активно выводиться из эксплуатации в рамкой общей стратегии отказа от двухосного подвижного состава.

В общем прототип имеет достаточно давнюю и покрытую загадками историю. Тем не менее, несмотря на запутанность биографии и относительную редкость, в моделизме эти модели представлены в разных масштабах. В том числе представлены они и в самом популярном масштабе 1:87.

-5

В типоразмере H0 эта платформа увидела свет в первую очередь благодаря компании ИКМЦ "Ретро-экспресс" (более известна как торговая марка РЕМодель - REModel), которая выпускала ее в различных модификациях и окрасках во второй половине 90-х годов. REModel выпускала и модели бронепоездов "Козьма Минин" и "Илья Муромец", в составе которых была эта же самая платформа. При этом в ИКМЦ "Ретро-Экспресс" утверждали, что выпущенная модель платформы представляет собой платформу для перевозки марганца образца 1932 года.

REModel, кроме вышеозначенных моделей платформы и бронепоезда, выпускала сборную модель трамвая "Х" и "М", и отдельно бронепаровоз на базе паровоза Ов. Компания закончила свое существование в 1998 г. Позже трамвай выпускался на пресс-формах, оставшихся от REModel компанией "Линия А". Судьба же остальных пресс-форм осталась неизвестной, и модель двухосной платформы уже не перевыпускалась.

Модели платформы РЕМодель выпускались из пластика, кузова окрашивались в коричневый, зеленый или серый цвета, рамы - в черный цвет; модели комплектовались сцепками типа "накидная петля" и металлическим колесными парами со сплошным диском (не спицованныи и меньшего, чем должны были быть у прототипа размера). В комплекте с моделью имелся набор декалей с номерами и надписями разных лет и модельных эпох, которые нужно было самостоятельно нанести на модель. Также иногда встречались и наборы для самостоятельной сборки, продававшиеся как правило с рук и зачастую не комплектные.

-6

Ко мне в руки попали две модели, которые были взяты сразу с прицелом на переделку и перекраску. Одна из моделей имела кузов серого цвета без каких-либо надписей, вторая была выкрашена в коричневый цвет, надписи были нанесены декалью. Декали были приклеены не очень хорошо (словно были приклеены на какой-то клей), поэтому других вариантов, кроме как перекрасить, собственно, и не оставалось.

-7

Обе модели были полностью разобраны, а краска смыта. Так как все модели вагонов в коллекции (в том числе двухосные) оснащены сцепками Kadee, то и здесь родные сцепки были демонтированы, а на их место установлены коробки Kadee c кулачковыми сцепками. Буферы при этом пришлось удалить; поручни из пластика квадратные в сечении заменить на проволочные; рычаг расцепителя добавить. При разборке выяснилось, что у одной из моделей не хватает металлической утяжелительной пластины - пришлось искать в закромах и добавлять. На этом работы по конверсии были завершены.

-8

Окраска производилась грунтами и акрилами "Мистер Хобби". Модели были загрунтованы черным грунтом, кузова поверх грунта окрашены коричневой краской, поверх которой была нанесена Футура. Декали были взяты из разных наборов на 50-е годы - подбирал что-то по мотивам так, чтобы платформы красиво смотрелись в составе с другими двухосными вагонами в коллекции. Вот некоторые из них:

На завершающем этапе модели были покрыты матовым лаком "Мистер Хобби", после чего отправились попозировать на макет и далее на полку. В ближайшее время планирую прокатить состав из накопленных за несколько лет вагонов во главе с трофейным паровозом, поэтому если тема моделей вагонов из III эпохи вам интересна, то подпишитесь, чтобы не пропустить!