Найти тему
С Богом по жизни

ТОРЖЕСТВО МИЛОСТИ

“Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: «не прелюбодействуй», сказал и: «не убей»; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом” (Иак. 2:10-13).

Большей частью послание Библии является довольно ясным. Для того, чтобы понимать, что доброта — это хорошо, а ложь — плохо, не требуется знания языков или истории. И все же иногда встречаются утверждения, смысл которых не вполне ясен. Иногда, размышляя над такими высказываниями, которые не понятны при первом чтении, можно обнаружить в них самые важные и глубокие мысли в Писании.

Недавно мое внимание привлек один из таких коротких и загадочных стихов. Речь идет об Иак. 2:13: «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость торжествует (превозносится) над судом». О чем этот стих? Говорит ли он о Божьей милости или о человеческой? Как понимать, что милость торжествует? Как милость торжествует над судом? Что хотел сказать здесь Иаков?

ПОСЛУШАНИЕ БОГУ — ЭТО НЕ ПУСТЯК

Прежде чем сказать о милости и суде в 2:13, Иаков произнес несколько отрезвляющих истин о Божьем законе и серьезном отношении, которого он ожидал от своих читателей, к исполнению всех Божьих заповедей. Автор даже сказал: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (2:10). Контекст дает ясно понять, что Иаков не пытался запугать своих читателей, напомнив им, какие они были ужасные грешники. Скорее, он пытался донести до них, что нельзя пренебрегать ни одной Божьей заповедью, считая ее неважной или незначительной. Нечто подобное сказал и Иисус: «Итак, кто нарушит одну из заповедей этих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19).

Людям иногда хочется преуменьшить грех. Они смотрят на свои проступки через фильтр, который начинается словами: «По крайней мере…» «По крайней мере я ходил в церковь на богослужение в воскресенье». «По крайней мере я не солгал». Иаков говорит, что это не работает. Если вы нарушаете одну из заповедей Бога, вы становитесь виновны перед Ним. Все Божьи заповеди важны.

Мне нравится рассказывать историю об одном еврейском учителе, которого попросили сделать список самых важных законов. Он дошел до Втор. 5:16 и обратил внимание на следующее обетование: «Почитай отца твоего и мать твою… чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Затем этот учитель дочитал до Втор. 22:7, где говорилось о том, как поступить с найденным гнездом, в котором находились мать с птенцами. Его внимание приковало то же самое обетование: «Мать пусти, — говорит Моисей, — …чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои». Так что же, заповедь почитать родителей стоит в той же категории, что и заповедь пощадить птиц? Этот учитель сказал: «Мы не должны сравнивать Божьи законы и располагать их в порядке важности. Исполняйте их все. Вот, что мы должны усвоить».

И здесь возникает проблема: кто из нас может сказать, что мы были совершенно послушны во всем, чего от нас требовал Бог? Кто может сказать, что он (или она) не оскорбил Бога ни в чем? Если вы разгневались и сказали что-то, чего не должны были, означает ли это, что вы будете в той же ситуации, что и лжецы, и убийцы в день суда? Очевидно, это совсем не то, что пытался сказать здесь Иаков. Судя по всему, он говорил о том, что любой грех, даже те грехи, которые мы считаем незначительными или пустяковыми, являются оскорблениями Бога. Если мы нарушили что-то одно, мы виновны во всем; и мы все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3:23).

Иаков не говорит, что каждый человеческий грех имеет одинаковые последствия как для согрешающего, так и для других. Потеря самообладания при общении с дерзким и непослушным ребенком не наносит такого вреда, как постоянная ненависть. Желание приобрести новый автомобиль не имеет таких разрушительных последствий, как убийство. Иаков говорит о том, что, если мы любим Бога, мы будем сами стремиться к послушанию. На работе или в школе иногда практикуют так называемое «хождение по краю», когда человек максимально близок к тому, чтобы нарушить установленные кампанией или учебным учреждением правила. Человек, который любит Бога, не будет «ходить по краю». Мы не хотим максимально приближаться к непристойности, или сквернословию, или пренебрежению собранием. Иаков говорит, что всякий, кто нарушает один пункт закона, становится виновным. Он говорит о том, что у убийцы нет оправдания в своем преступлении; он не может оправдываться тем, что он, во всяком случае, не прелюбодей. Если ты нарушил один закон, ты уже преступник. Если бы Иаков на этом остановился, у нас не было бы никакой надежды. Благая весть в том, что Бог предусмотрел для нас Спасителя.

ТУТ ПОЯВЛЯЕТСЯ БОЖЬЯ МИЛОСТЬ

Послушание Богу является абсолютной необходимостью для жизни в вере. Те, кто чтут Бога, должны повиноваться Ему. Иаков не отступает от этого принципа ни на йоту, но ему известно, что во Христе Бог сделал нечто, имеющее важность в вечности. Поскольку Бог взял на Себя инициативу в деле спасения людей через жертву Христа, преступления против Божьего закона попадают под милость. Иаков мог с полным правом сказать: «Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы» (2:12). Он не использовал слово «благодать»; но если Божий закон во Христе есть «законом свободы», то он является законом благодати или милости. Ранее в своем письме Иаков уже использовал выражение «закон свободы» (1:25).

Рассуждения о «законе», любом законе, как «законе свободы» уже звучат, как парадокс. Закон по своей природе подразумевает ограничение свободы. В этом закон не знает опций. В самом сочетании слов «закон» и «свобода» заключено противоречие, но Иакова это не пугает. Он смело ставит эти два понятия рядом: (1) нет иного пути угодить Богу, как только через послушание Его закону. (2) Закон, исполнение которого Бог желает от людей, это закон свободы.

Что же подразумевал Иаков под «законом свободы»? Очевидно, следующее: когда человек исповедует веру в Христа, когда он возрастает как христианин, он все более и более проникается желанием жить той жизнью, какую требует от него Бог. Этот закон не воспринимается как раздражающее бремя, потому что человек сам желает исполнять его.

Во всех населенных пунктах (разве что кроме деревень и поселков) есть пожарные отделения. Они принадлежат городским властям и финансируются из налогов, за которые приобретается оборудование и идет зарплата персоналу. Жители города не решают платить им или не платить налог на содержание пожарной бригады, так положено. И это справедливо. Каждый платит, каждый получает от этого пользу. Однако если речь идет о небольшом поселении, где невозможно иметь пожарное отделение за счет муниципалитета, остается уповать на добровольцев. Никто ничего не должен. Пожарные-волонтеры работают добровольно. Необходимое оборудование приобретается за счет добровольных взносов жителей общины. Все работают бесплатно. Никто не возмущается. Люди, жертвующие свои средства для пожарной части, не перестают этого делать, даже если кто-то другой не желает в этом участвовать. Эта система не настолько справедлива, как в случае налогов, потому что кто-то получает выгоду, не прилагая для этого никаких усилий.

Послушание христиан можно сравнить с добровольной пожарной бригадой. Это послушание, так как христианин верит в благость Бога, потому что он любит Бога и желает прославить Его. Он послушен, потому что знает: то, чего от него желает Бог, является лучшим для всех. Послушание это не о страхе и принуждении. Иоанн сказал об этом так: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви» (1 Ин. 4:18).

Желая быть осторожными, мы не будем развивать пример с добровольной пожарной бригадой дальше, чтобы не зайти слишком далеко. Иаков не говорил, что послушание является добровольным делом. Он хотел, чтобы его читатели жили как люди, «имеющие быть судимы по закону свободы» (2:12). Пока что Бог дает нам выбор, но, когда все закончится, наступит суд. Когда Иаков использовал выражение «закон свободы», он возвращался к теме, пронизывающей весь Новый Завет. Эта тема также уходит глубоко и в Ветхий Завет. Бог желает больше, чем простое послушание от Своего народа. Он желает, чтобы они были Его друзьями и соработниками в добрых и достойных делах, доброте, и честности. Павел писал:

«Наконец, братья мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4:8).

Бог желает, чтобы Его народ знал Его, почитал Его и любил Его. Когда такое происходит, тогда закон, которому подчиняются христиане, становится законом свободы. Это не устраняет суд, но указывает на крест Христа.

МИЛОСТЬ ТОРЖЕСТВУЕТ НАД СУДОМ

Пора вернуться к сложному стиху, с которого мы начали: «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость торжествует над судом» (2:13). Иаков сохраняет тонкий баланс. С одной стороны, будучи судьей, Бог ожидает от Своего народа послушания. Он будет судить и осудит тех, кто не повиновался Ему. С другой стороны, благодаря смерти Христа, Бог проявляет Свою милость. Он простит тех, кто исповедали и приняли Христа. Другими словами, отвечая на другие потребности, Павел также говорит об этом балансе. Хотя спасение происходит по вере, Павел не отвергает необходимости послушания Богу. Он пишет:

«Те, которые не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2:12, 13).

Иаков приходит к тому же выводу: «Будьте же исполнителями слова, а не слушателями только, обманывающими самих себя» (1:22). Он также говорит: «Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (2:26).

Этому же учил и Иисус. Перед тем, как рассказать притчу о мудром и неразумном строителях, Он произнес: «Итак, всякого, кто слушает слова Мои эти и исполняет их, уподоблю человеку благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф. 7:24). Бог требует, чтобы Его народ повиновался Ему. Люди не смогли повиноваться, но любовь Бога была таковой, что Он послал Своего Сына, чтобы Тот заплатил за грех людей. Это и есть послание милости. Быть христианином значит понимать равновесие двух истин: (1) Бог есть судья, и Он будет судить в зависимости от послушания Ему. (2) По Божьей милости и благодати наши грехи могут быть прощены. Когда христианин понимает сказанное Богом о милости и послушании, он не пытается уклониться ни от одного, ни от другого. Грех уже сам в себе является наказанием. Верность уже сама по себе является наградой. Послушание верующего идет из его сердца. Послушание закону становится делом свободы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда наступит день суда, никто из нас не принесет на Божий суд такую святость, какая требуется для спасения. Тот, кто верует в Христа и живет по вере, тот, кто послушен, будет оправдан и спасен, потому что Божья милость торжествует над судом. Божья милость торжествует, потому что Божий Сын умер на кресте, чтобы заплатить цену за грех. Иаков доказывает, что только глупец думает, что он может играть с грехом и остаться незапятнанным. Грех убивает в этом мире и в вечности. Вера — единственный ответ на призыв Бога, который ведет к спасению. Благодать является нашей гарантией того, что Бог не оставит нас, когда мы обратимся к Нему с искренним сердцем.

Жизнь