Найти тему
МИР (Море История Россия)

Как построить из конструктора или матч по "ведомственному футболу" между Владивостоком и Порт Артуром

Итак, мы остановились на самом интересном месте матча по «ведомственному футболу» между Владивостоком и Порт Артуром. В чьи же «ворота» будет забито максимальное количество «голов» (миноносцев).

Напоминаю:

4 марта 1900 года Алексеев докладывает управляющему Морским министерством свое мнение по поводу предстоящего прибытия парохода "Нормания" с четырьмя разборными миноносцами, которые распоряжением ГУКиСа должны быть приняты в Порт-Артуре "вероятно, для сборки".

Подчеркнув, что ранее он не имел "по сему предмету никаких указаний", Алексеев пишет, что для сборки миноносцев потребуется построить на полуострове Тигровый Хвост эллинги, мастерские, сараи и это сопряжено с большими расходами и временем, а учитывая "несовершенное благоустройство Порт-артурского адмиралтейства", работа по их сооружению "послужит серьезным ущербом и замедлением в исправлении дефектов судов эскадры", на основании чего считает "более правильным сборку этих миноносцев произвести во Владивостоке".

6 марта последовал ответ начальника ГУКиСа: "Управляющий Морским министерством приказал сообщить, что год назад (!!!) решено разборные миноносцы собирать в Артуре, для чего Невский завод (?!) устроит эллинги, мастерские, пришлет людей. План вырабатывается. Во Владивостокском порте средств нет. Дальнейшая высылка миноносцев пока задержана, корпуса же четырех уже высланных просит собирать, по возможности, без ущерба для дефектования эскадры".

Самое интересное, что контракт с Невским заводом никаких «эллингов» не предусматривал. Сборку миноносцев – да, он предусматривал, но, никак не создание инфраструктуры. «Гол в ворота Порт Артура»? 9 марта направляется телеграмма Алексеева Тыртову о прибытии "Нормании", в которой он отбивает мяч: "не считая возможным их собирать в Порт-Артуре, полагал бы направить миноносцы во Владивосток, тем более что выгрузка затрудняется тем, что части миноносцев перемешаны владивостокскими грузами".

14 марта снова телеграмма из Петербурга: "Министр приказал на Тигровом Хвосте устроить временный эллинг для сборки трех миноносцев под общей крышей", указывались его размеры (70х64х9,1 м), сообщалось, что их подводные части будут строить инженеры, которые прибудут в начале июня, и что 10000 рублей переводятся.

В это же день Морское ведомство решает еще один вопрос, перекладывая «головную боль» с «казенного» на переходящий в его собственность «частный» завод.

14 марта письмом с пометкой "срочно" начальник ГУКиСа просит правление Товарищества Невского завода "принять на себя полную сборку" корпусов миноносцев Ижорского завода.

Согласие последовало незамедлительно, и 27 апреля Невский завод получил наряд на эту работу по заявленной им цене: 65 000 рублей за корпус, а 4 мая принял на себя и установку механизмов на ижорских "соколах" по 85 000 рублей за каждый корабль (суммарно, около 25% контрактной стоимости).

Одновременно ГУКиС известил правление, что весь материал будет доставлен в Порт-Артур "средствами и за счет министерства", а Товарищество должно отправить за свой счет мастеровых, указателей (бригадиров) и инженеров на пароходе "Екатеринослав" Добровольного флота, отходящем из Петербурга 1 июня.

15 марта была предпринята последняя попытка уклониться от сборки "соколов" в Порт-Артуре. Шифрованной телеграммой в Петербург доложено, что "на предполагаемом месте сборка не может производиться вследствие противодействия китайских властей, т. к. место занято китайской минной школой". «Начальство» телеграмму ответом не удостоило.

Искомые 10 тыс. рублей были перечислены в июне. Мастеровые из стольного града Петербурга в дальнее плавание тоже были направлены. Но тут вышла «неувязочка». Кому строить? Деньги есть, рабочей силы нет. 18 июля в Петербурге получили сообщение: "Вследствие беспорядков в Китае рабочие массами уходят из Артура, к предполагавшемуся сроку стапель и сараи готовы не будут". Что за беспорядки?

Дык… волнения начались еще в 1897-м, а, в 1899-м восстание ушуистов ихэтуаней (антииностранное, антихристианское, и.т.д.) уже было в полном разгаре (это отдельная история). Важно то, что строить «эллинги» было некому (про оборудование можно даже не заикаться).

Тем временем в Порт-Артур ушел пароход "Владимир Савин" с комплектующими еще пяти миноносцев Невского завода. Все … (аншлаг).

31 июля вице-адмирал Алексеев докладывает в Морское министерство, что присланные миноносцы вряд ли и через год будут готовы, так как в Порт-Артуре все еще нет "ни корабельного инженера, ни механика, ни чертежей, ни данных" для их сборки. Все по…(классике). Вообще-то, специалисты завода в Порт Артуре уже были, но прибыли они чуть позже, в августе.

Специалистов-то отправили, а, документацию нет. Только в конце сентября тюк с чертежами "экстренно" отправили по назначению на пароходе "Эдуард Бари". А, с июля по октябрь мастеровые пинали… (придорожную пыль).

В середине октября на Дальний Восток ушла "Малайя" с главными и вспомогательными механизмами и котлами. К этому времени оставалось отправить четыре главные машины и около 120 ящиков с дельными вещами и запасными частями механизмов - большую их часть доставили в октябре - ноябре на пароходах "Аннам" и "Дагмар".

А, где же «эллинг»? Где-где… нигде. 18 октября из Порт Артура была направлена телеграмма о возобновлении строительных работ по эллингу в Порт-Артуре, правда, по более высоким расценкам, для чего потребовалось ассигновать еще 25000 рублей.

Только 14 января командир Порт-артурского порта контр-адмирал О. В. Старк уведомил ГУКиС о готовности стапеля и эллинга. А, потому, 22 февраля, 4 и 15 марта отправились в Порт-Артур на пароходах "Тамбов", "Кострома" и "Орел" еще 54 служащих Невского завода.

14 апреля начали сборку "Баклана" - первенца из собранных в Порт-Артуре миноносцев типа "Сокол". Вблизи эллинга шло сооружение причала для достройки миноносцев на плаву - плавучей плашкоутной пристани. «Баклана» спустили на воду 21 июля (1901 года), правда, с октября «Баклан» «трансформируется» в «Кондора» (а, «Кондор», наоборот, в «Баклана», но потом) Зачем?

Оказалось, что кто-то «наврал», и «Кондор» находится еще на Ижорском заводе. Первыми начали собирать "Баклана", "Бекаса" и "Горлицу» И, дабы не «попасть под раздачу», решили «схитрить».

В октябре 1901 года «Кондор» (который, в реальности «Баклан») вышел на мерную милю и дал 25,8 узлов в четырех «забегах» (при сильной вибрации машин). И, начались теории о том, что «миля выбрана неправильно», кочегары неопытные (ага, и из-за этого вибрация).

Я прошу прощения за свой ироничный тон и слэнг, но уж настолько все знакомо, что…

Пока шла сдача, вышел приказ по Морскому министерству от 9 марта 1902 года по которому все «птицы» (и построенные и строящиеся) поменяли имена на «прилагательные» (но у каждого завода была своя буква, с которой начиналось имя миноносца). Поскольку, на тот момент никто не знал, что «Кондор» - это в реальности «Баклан», то он стал «Решительным» (хотя «Р» это литера Ижорского завода).

В общем-то, сильных задержек при строительстве удалось избежать только потому, что недостающие и бракованные детали заменялись комплектующими из других комплектов. В 1903 году в строй ввели 11 миноносцев из 12, последним «неудачником», с которого снимали все для других кораблей, стал «Статный» (бывший «Щегол»), но и его ввели в строй в октябре.

После начала войны, 28 февраля 1904 года представитель Невского завода И. И. Гиппиус (он потом станет директором завода) обратился к командиру Порт-артурского порта контр-адмиралу Н. Р. Греве с предложением о передаче мастерских и имеемых при них запасов "в ведение" порта с частью служащих и рабочих Невского завода, которые пожелают остаться в Порт-Артуре на весь период военных действий. Комиссия, назначенная С. О. Макаровым, оценила имущество Невского завода в Порт-Артуре в 147205 руб. 39 коп. Итог: построены 12 миноносцев с 26 узловым ходом. Подвиг? Учитывая все «чудеса» - да.

По результатам строительства на Невский завод был наложен штраф 1,6 млн. рублей (за просрочки). Управляющего сняли, и в 1905 году директором числится Иван Иванович Гиппиус.