«Заблудиться в Метрополитен-музее элементарно и практически неизбежно», - утверждают знатоки одного из величайших собраний искусства в мире. Что ж, Сидор не отказался бы там поблуждать недельку-другую, главное захватить побольше еды и воды (музей в Нью-Йорке очень большой). Здесь хранится около трех миллионов экспонатов, расположенных на площади в 18 гектаров. Кажется, здесь есть все, но в одном небольшом материале нельзя объять необъятное. Посмотрим только живопись. И только 10 картин.
1. Ганс Мемлинг, «Портрет пожилого мужчины». 26,4X19,4. Холст, масло
Этот крупный мастер Северного Возрождения был мастером религиозной живописи и, утверждает искусствовед Стефано Дзуффи, написал «прекраснейший из когда-либо созданных образов Рая». Но мне ближе всего этот тонкий трогательный портрет. Мемлинг любил изображать своих моделей на фоне пейзажа (в этом он был одним из первых среди немецких и нидерландских художников XV века), но в этой картине отказался от излюбленного приема.
2. Питер Брейгель-старший, «Жатва». 119X162. Дерево, масло
Цикл пейзажных картин Брейгеля «Времена года» - одна из вершин его творчества. Наиболее известны восхитительные «Охотники на снегу», но и «Жатва ничуть не менее прекрасна. Пшеницу художник изображает монолитной, напоминающей невысокую стену. Полны силы и фигуры крестьян – может быть, не очень изящных, но цельных и простых людей, изображенных без сантиментов.
3. Эль Греко, «Снятие пятой печати». 224,8X119,4. Холст, масло
Эта удивительная картина даже для Эль Греко, не сковывающего себя рамками, выглядит необычно. Кажется, что она написана не в начале XVII века, а лет на 300 позже художником-экспрессионистом.
Название дано не автором, его предложил в 1908 году искусствовед Мануэль Коссио. Очевидно, изображенная слева фигура, - это Иоанн Богослов. На что он смотрит, непонятно, но это не задумка Эль Греко: в конце XIX века картину, которая была в плохом состоянии, решили реставрировать. И тогдашний владелец не придумал ничего лучше, как отрезать верхнюю часть холста, а это целых 175 сантиметров. В таком искромсанном виде она и попала в музей.
4. Диего Веласкес, «Портрет Хуана де Парехи». 81X69. Холст, масло
Хуан де Пареха, мулат мавританского происхождения, с юности в качестве раба жил в доме Веласкеса, но был не слугой, а помощником и учеником. Он сопровождал живописца и во время его второй поездки в Италию. Тогда Веласкес написал прославленный «Портрет папы Иннокентия X», но перед этим была создана эта замечательная картина. Мавр исполнен достоинства и изображен как равный, а не раб. Может быть, и эта смелая точка зрения поспособствовала успеху картины, которая вызвала в Италии настоящий ажиотаж и открыла перед Веласкесом многие двери.
5. Ян Вермеер Делфтский, «Женщина с кувшином воды». 45,7X40,6. Холст, масло.
Вермеер – поэт номер один среди художников. Причем поэзия его рождается в самых обыденных сюжетах, которые никак не получается обозвать «жанровой живописью». Вот и здесь перед нами простейший мотив, но как он подан, как краски играют друг с другом и создают единое целое! Замечательно сказал об этом шедевре Карел Чапек: «...никто другой не сумел так подметить этот ясный, прозрачный, словно омытый росой свет Голландии, эту тишину, светлое достоинство и интимную святость домашнего очага, где пахнет утюгом, мылом и женственностью».
6. Рембрант Харменс ван Рейн, «Аристотель у бюста Гомера». 143,5X136,5. Холст, масло.
Пожалуй, это лучший холст Рембрандта в Метрополитен-музее. И красноречивое свидетельство его прижизненной европейской славы: картину заказал сицилийский аристократ Антонио Руффо, предложив огромную сумму в 500 флоринов. Для сравнения, средняя цена картины в Италии в XVII веке была в 8 раз меньше. Спустя несколько столетий баснословные деньги выложили за шедевр и музейщики – «Аристотеля» купили на аукционе за 2,3 миллиона долларов. До этого титул самой дорогой картины удерживала «Мадонна Альба» Рафаэля из Национальной галереи Вашингтона.
7. Оноре Домье, «Прачка». 49X33,5. Дерево, масло.
Это небольшая картина кажется монументальной, прежде всего за счет мощного женского образа. «Прачка» Домье – не банальная иллюстрация тяжелой «доли», художник очень далек от сентиментальности. Наоборот, эта женшина почти величественна. А как трогателен этот жест руки, протянутой уставшему ребенку. Для изображения материнской нежности Домье этого оказалось вполне достаточно.
8. Эдгар Дега, «Танцевальный класс». 19,7X27. Холст, масло.
А это совсем миниатюра. И просто поражает то изящество, с каким Дега разместил на крошечном пространстве столько фигур, которые к тому же занимают далеко не всю картину. Есть и забавная неожиданная деталь – лейка в нижнем левом угле. Интересно, для чего она балеринам?
9. Винсент ван Гог, «Подсолнухи на синем». 43X61. Холст, масло.
Впервые эти цветы Ван Гог изобразил в Париже в 1887 году в маленькой серии из двух картин. Одна из них – перед вами. Обе работы купил его новый друг Поль Гоген, с которым позднее художник будет в течение нескольких недель жить в Арле. Именно Гоген и станет первым художником, который увидит новую серию подсолнухов, гораздо более известную.
10. Архип Куинджи, «Красный закат». 134,6X188. Холст, масло.
Есть в коллекции музея и картина нашего классика пейзажной живописи Куинджи. После смерти Куинджи, последовавшей в 1910 году, картина «Красный закат» по его завещанию была передана Обществу художников имени А. И. Куинджи. Затем холст продали К. Б. Дембовскому за 22 500 рублей. В конце 1960-х годов картина была в нью-йоркской коллекции Петра Третьякова, после чего три раза перепродавалась и, наконец, была приобретена для коллекции Метрополитена.