Найти тему

Музей, в котором я не отказался бы заблудиться. Смотрим шедевры Метрополитена

«Заблудиться в Метрополитен-музее элементарно и практически неизбежно», - утверждают знатоки одного из величайших собраний искусства в мире. Что ж, Сидор не отказался бы там поблуждать недельку-другую, главное захватить побольше еды и воды (музей в Нью-Йорке очень большой). Здесь хранится около трех миллионов экспонатов, расположенных на площади в 18 гектаров. Кажется, здесь есть все, но в одном небольшом материале нельзя объять необъятное. Посмотрим только живопись. И только 10 картин.

1. Ганс Мемлинг, «Портрет пожилого мужчины». 26,4X19,4. Холст, масло

Этот крупный мастер Северного Возрождения был мастером религиозной живописи и, утверждает искусствовед Стефано Дзуффи, написал «прекраснейший из когда-либо созданных образов Рая». Но мне ближе всего этот тонкий трогательный портрет. Мемлинг любил изображать своих моделей на фоне пейзажа (в этом он был одним из первых среди немецких и нидерландских художников XV века), но в этой картине отказался от излюбленного приема.

2. Питер Брейгель-старший, «Жатва». 119X162. Дерево, масло

-2

Цикл пейзажных картин Брейгеля «Времена года» - одна из вершин его творчества. Наиболее известны восхитительные «Охотники на снегу», но и «Жатва ничуть не менее прекрасна. Пшеницу художник изображает монолитной, напоминающей невысокую стену. Полны силы и фигуры крестьян – может быть, не очень изящных, но цельных и простых людей, изображенных без сантиментов.

3. Эль Греко, «Снятие пятой печати». 224,8X119,4. Холст, масло

-3

Эта удивительная картина даже для Эль Греко, не сковывающего себя рамками, выглядит необычно. Кажется, что она написана не в начале XVII века, а лет на 300 позже художником-экспрессионистом.

Название дано не автором, его предложил в 1908 году искусствовед Мануэль Коссио. Очевидно, изображенная слева фигура, - это Иоанн Богослов. На что он смотрит, непонятно, но это не задумка Эль Греко: в конце XIX века картину, которая была в плохом состоянии, решили реставрировать. И тогдашний владелец не придумал ничего лучше, как отрезать верхнюю часть холста, а это целых 175 сантиметров. В таком искромсанном виде она и попала в музей.

4. Диего Веласкес, «Портрет Хуана де Парехи». 81X69. Холст, масло

-4

Хуан де Пареха, мулат мавританского происхождения, с юности в качестве раба жил в доме Веласкеса, но был не слугой, а помощником и учеником. Он сопровождал живописца и во время его второй поездки в Италию. Тогда Веласкес написал прославленный «Портрет папы Иннокентия X», но перед этим была создана эта замечательная картина. Мавр исполнен достоинства и изображен как равный, а не раб. Может быть, и эта смелая точка зрения поспособствовала успеху картины, которая вызвала в Италии настоящий ажиотаж и открыла перед Веласкесом многие двери.

5. Ян Вермеер Делфтский, «Женщина с кувшином воды». 45,7X40,6. Холст, масло.

-5

Вермеер – поэт номер один среди художников. Причем поэзия его рождается в самых обыденных сюжетах, которые никак не получается обозвать «жанровой живописью». Вот и здесь перед нами простейший мотив, но как он подан, как краски играют друг с другом и создают единое целое! Замечательно сказал об этом шедевре Карел Чапек: «...никто другой не сумел так подметить этот ясный, прозрачный, словно омытый росой свет Голландии, эту тишину, светлое достоинство и интимную святость домашнего очага, где пахнет утюгом, мылом и женственностью».

6. Рембрант Харменс ван Рейн, «Аристотель у бюста Гомера». 143,5X136,5. Холст, масло.

-6

Пожалуй, это лучший холст Рембрандта в Метрополитен-музее. И красноречивое свидетельство его прижизненной европейской славы: картину заказал сицилийский аристократ Антонио Руффо, предложив огромную сумму в 500 флоринов. Для сравнения, средняя цена картины в Италии в XVII веке была в 8 раз меньше. Спустя несколько столетий баснословные деньги выложили за шедевр и музейщики – «Аристотеля» купили на аукционе за 2,3 миллиона долларов. До этого титул самой дорогой картины удерживала «Мадонна Альба» Рафаэля из Национальной галереи Вашингтона.

7. Оноре Домье, «Прачка». 49X33,5. Дерево, масло.

-7

Это небольшая картина кажется монументальной, прежде всего за счет мощного женского образа. «Прачка» Домье – не банальная иллюстрация тяжелой «доли», художник очень далек от сентиментальности. Наоборот, эта женшина почти величественна. А как трогателен этот жест руки, протянутой уставшему ребенку. Для изображения материнской нежности Домье этого оказалось вполне достаточно.

8. Эдгар Дега, «Танцевальный класс». 19,7X27. Холст, масло.

-8

А это совсем миниатюра. И просто поражает то изящество, с каким Дега разместил на крошечном пространстве столько фигур, которые к тому же занимают далеко не всю картину. Есть и забавная неожиданная деталь – лейка в нижнем левом угле. Интересно, для чего она балеринам?

9. Винсент ван Гог, «Подсолнухи на синем». 43X61. Холст, масло.

-9

Впервые эти цветы Ван Гог изобразил в Париже в 1887 году в маленькой серии из двух картин. Одна из них – перед вами. Обе работы купил его новый друг Поль Гоген, с которым позднее художник будет в течение нескольких недель жить в Арле. Именно Гоген и станет первым художником, который увидит новую серию подсолнухов, гораздо более известную.

10. Архип Куинджи, «Красный закат». 134,6X188. Холст, масло.

-10

Есть в коллекции музея и картина нашего классика пейзажной живописи Куинджи. После смерти Куинджи, последовавшей в 1910 году, картина «Красный закат» по его завещанию была передана Обществу художников имени А. И. Куинджи. Затем холст продали К. Б. Дембовскому за 22 500 рублей. В конце 1960-х годов картина была в нью-йоркской коллекции Петра Третьякова, после чего три раза перепродавалась и, наконец, была приобретена для коллекции Метрополитена.