Мне сразу понравился этот стул. Была в его формах какая-то порода и респектабельность. На этикетке значилось Сважендзские фабрики мебели, Польша. Честно говоря, никогда прежде не слышала.
Значит, есть повод для исследования. Польша хоть и уступала Чехословакии в части производства мебели, но тем не менее в 60-70-х годах у нее тоже были интересные модели. Кроме того, Тонет одну из своих фабрик гнутой мебели разместил в польском Радомско. Там до сих пор есть мебельное производство, а в 20-веке она производила большое количество стульев.
Сважендз находится на западе Польши. Интересно, что его название происходит якобы от славянского бога Сварога (бога-кузнеца). В период 18-19 веков он был то Прусским Шверзенцем, то опять Польским Сважендзем.
Столярное и мебельное производство начало подниматься в этих местах еще в 19 веке. Но в начале 20-го местный житель Антон Табака создал там мастерскую, которая позже добьется большого успеха. В 20-х годах он станет одним из самых крупных производителей столов и стульев в независимой Польше. Товар экспортировался в большом количестве в Германию, Данию, и другие страны Европы, судя по всему и в СССР. Потому что многие из этих моделей можно найти и у нас на Авито.
И даже после Второй мировой войны, когда сам Табака трагически погибнет в немецком концлагере, тем не менее его фабрика будет национализирована и продолжит развитие, а его сотрудники по прежнему будут говорить, что трудятся "у Табаки".
В социалистической Польше несколько мебельных фабрик из Сважендза объединили в единое производство. В модернизацию и перевооружение вложили значительные средства. Интересно, что во главе предприятия назначили доктора технических наук. То есть инженерная и научная основа производства — значительная. Благодаря СЭВ (Совету экономической взаимопомощи) была большая экспортная составляющая. Этой мебелью обставляли Польские посольства, она была довольно престижной. И вообще это было время золотого расцвета Сважендзских мебельных фабрик.
На этом фото с производства Сважендзских мебельных фабрик можно увидеть довольно распространенные стулья, которые к примеру, стояли в квартире Нади в "Иронии судьбы".
Как это нередко бывало с социалистическим мебельным производством, дизайнеров особо не прославляли. К счастью, в истории остались имена дизайнеров, которые работали на Сважендзские фабрики: Зенон Бончик, Мирослав Стаховяк, Александр Кучма.
Кстати, знаменитые польские кресла Стефан или B-7522 как раз авторства Зенона Бончика.
Заметим, что они входили в один набор мебели и у них одинаковый крепеж стальные или латунные болты.
Как сообщают польские ресурсы, автор моих стульев Александр Кучма. Талантливый дизайнер с образованием скульптора. К счастью, модернизм было временем, когда отходили от чистой функциональности к красоте. И в этом стиле есть гармоничная лаконичность.
Что еще отличает эту мебель?
Внимание к деталям
Заметьте, как у кресла подлокотники плавно перетекают в ножки. Они зашлифованы очень искусно, я бы даже сказала, скульптурно. Так же и в стуле, спинка, которая составляет главное украшение, мало того, что "оторвана", словно левитирует за счет крепления на болтах, так еще и нее красивая обтекаемая форма.
Прежде стулья были обиты тканью (как водится в красном или зеленом цвете), но я решила заменить их на кожу. И оказалось, что как раз глянцевитая фактура подчеркивает эти плавные очертания спинки.
Первоначально хотела использовать натуральную кожу, даже сделали примерную раскладку выкройки на натуральной шкуре мебельной выделки, но посчитала, что выходит слишком дорого, а стулья сами по себе недорогие.
Хороший конструктив
У этого стула идет прямое шип-пазовое соединение царги с задней стойкой ножек и спинки. К примеру, у венских стульев в этом месте стоит крупный шуруп. А шип-пазовое соединение не очень надежно, потому что мы своим весом опираемся на спинку и "вырываем" ее из царги. Но оказалось, что в этих стульях есть хитрость - шип идет не прямым, а чуть скошенным, диагональным. Получается, что задняя стояка сидит на нем как на крюке. Прежде мне не встречались подобные грамотные решения.
Этим стульям, как минимум 50-60 лет, но убеждена, что они проживут еще столько же.
К сожалению, в постсоветское время Сважендзские мебельные фабрики обанкротились, имущество было распродано, и с торгов ушел даже бренд. Сейчас под этим именем новое производство. Хочется надеяться, что эта марка возродится.