Найти в Дзене

Не греет печка в автомобиле: неисправности и пути их устранения

Устройство Помимо основного радиатора, охлаждающего мотор, в современном автомобиле есть ещё один — радиатор отопителя. Он меньше по размерам и находится за приборной панелью.

Устройство

Помимо основного радиатора, охлаждающего мотор, в современном автомобиле есть ещё один — радиатор отопителя. Он меньше по размерам и находится за приборной панелью. К нему подключены две трубки — входная и выходная, через которые протекает охлаждающая жидкость. Она циркулирует по системе охлаждения и системе отопления машины при помощи специального насоса (помпы).

В процессе работы двигателя происходит теплообмен. Антифриз нагревается, забирая часть тепла у мотора, и поступает в радиаторы (основной и отопителя). Вентилятор отопителя прогоняет холодный воздух через соты радиатора, и происходит обратный теплообмен — радиатор передаёт тепло воздуху, а воздух охлаждает печку.

Тёплый воздух дует в салон, а охлаждённый антифриз возвращается в двигатель, чтобы снова забрать излишки тепла. Такая система отопления наиболее популярна и эффективна, хотя в некоторых автомобилях с ДВС (не говоря уже об электромобилях) её дополняет электрический нагреватель воздуха (тэн).

Низкая эффективность работы печки может быть обусловлена множеством причин. Давайте разберём самые частые  из них.

Недостаточное количество охлаждающей жидкости

Банальный недостаток охлаждающей жидкости (ОЖ) может стать причиной того, что печка дует тёплым, а не горячим воздухом. Низкий уровень антифриза приводит к образованию в системе воздушных пробок, и эффективность отопителя резко падает. Причины, по которым ОЖ может уходить из системы:

  • негерметичность патрубков;
  • выпаривание из-за перегрева;
  • неисправность прокладки головки блока цилиндров или теплообменника.
Расширительный бачок
Расширительный бачок

Как устранить

Открутить пробку расширительного бачка и долить жидкость выше отметки MIN на корпусе. Это должно восстановить работоспособность системы отопления хотя бы на время. Важно устранить и завоздушивание печки.

Важно! Не стоит смешивать антифризы разных марок или использовать для долива тосол. Из-за разного химического состава может образоваться осадок, который останется на деталях двигателя и со временем будет снижать работоспособность мотора.

Чтобы понять причину нехватки жидкости, нужно найти место утечки, внимательно осмотрев все детали системы охлаждения. Сделать это не очень сложно — обычно антифриз оставляет на деталях цветные разводы. В случае негерметичности какого-то из патрубков нужно подтянуть его хомуты, а если это не поможет — поставить новый патрубок.

Антифриз может попадать и внутрь цилиндров, если повреждена прокладка головки блока. В этом случае выхлопные газы приобретают белёсый оттенок. Кроме того, из-за такой неисправности двигатель может «кипеть» в безобидных ситуациях.

Выход один — заменить прокладку. Это довольно сложная процедура.

Неисправность термостата

Ещё одна причина, почему не работает печка в машине, — выход из строя термостата (прибор, выполняющий функции терморегулятора и отвечающий за поддержание температуры в системе охлаждения).

В ней есть два контура: малый (в обход основного радиатора) и большой. Классический термостат состоит из латунного цилиндра, заполненного воском, штока и двух клапанов с пружиной. При нагреве цилиндра восковая смесь расширяется и выдавливает шток, тем самым открывая клапан, пропускающий жидкость по большому кругу системы охлаждения.

В современные автомобили всё чаще устанавливают термостаты с электронным управлением, где основным датчиком служит терморезистор. С помощью такого термостата ЭБУ двигателя может более гибко управлять температурой, но конфигурация с двумя контурами сохраняется.

Если клапан термостата заклинило так, что он всегда даёт жидкости циркулировать по большому кругу, двигатель будет прогреваться медленно. А вместе с ним и радиатор отопителя, поэтому может показаться, что не работает печка в машине.

Рабочая часть (клапаны и регулятор) термостата
Рабочая часть (клапаны и регулятор) термостата

Как устранить

Чтобы снять термостат, первым делом нужно слить всю охлаждающую жидкость. Сделать это можно, сняв шланг в нижней части радиатора, а также открутив специальную пробку на блоке цилиндров, если она есть. Далее находим термостат и снимаем его. Чаще всего он расположен на верхнем патрубке основного радиатора, который идёт к двигателю. Этот узел не ремонтируется — нужно будет поставить новый, заодно заменив все уплотнители.

Важно! Работу механического термостата можно проверить: его нужно снять и опустить в кипящую воду. Если клапан в нём при нагреве открывается, а после охлаждения закрывается — термостат можно не менять и искать другие причины.

Выход из строя помпы

Помпа — ещё одно название насоса, который обеспечивает циркуляцию антифриза по системе охлаждения, будь то малый или большой контур. Стандартная помпа состоит из алюминиевого корпуса, вала насоса с крыльчаткой, подшипников, прокладок и сальников. Бывают и насосы с пластиковыми корпусом или крыльчаткой. Именно с износом крыльчатки может быть связана плохая работа печки.

Простыми словами, крыльчатка — диск, соединённый с лопастями, за счёт движения которых жидкость прокачивается по системе охлаждения. Из-за длительного взаимодействия с антифризом или другими ОЖ крыльчатка изнашивается и замедляет движение жидкости внутри системы. Особенно портят её низкокачественные антифризы, которые из-за своего химического состава буквально разъедают крыльчатку. Кроме того, она может провернуться на валу и перестать как следует вращаться.

Насос водяной (помпа)
Насос водяной (помпа)

Как устранить

Замена одной крыльчатки — не самая лучшая идея. Да и практически она нереализуемая в современных помпах, конструкция которых не предполагает разборки. ОЖ проходит через весь насос и взаимодействует с каждым его элементом. Поэтому стоит заменить полностью старую помпу на новую.

У каждого автомобиля своя конструкция, но помпа обычно расположена снаружи двигателя и приводится от коленвала либо зубчатым ремнём (или даже цепью) ГРМ, либо одним ремнём с генератором. В любом случае замена насоса не самая простая операция, требующая слива всего антифриза и последующего заполнения системы снова. При самостоятельной замене не забывайте тщательно почистить и обезжирить все сопрягающиеся поверхности, а также заменить прокладки новыми.

Засорение радиатора печки

Почему плохо греет печка, если с помпой всё в порядке? Дело может быть и в засоре внутри самой печки. Радиатор отопителя — деталь прямоугольный формы, состоящая из пары бачков (чаще пластиковых), соединяющих их тонких металлических трубок, через которые протекает нагретая ОЖ, и пластин между ними (так называемых «сот»).

Если несколько трубок забиты (например, накипью при использовании некачественного антифриза или обычной воды), часть радиатора остаётся без нагрева жидкостью. Поэтому и воздух из отопителя оказывается недостаточно горячим.

Кстати, забитым может быть и пространство в сотах. Некоторые водители не видят смысла в фильтре салона и экономят на нём. Как результат, радиатор отопителя быстро засоряется снаружи. Воздух через него проходит уже с большим трудом.

Радиатор отопителя
Радиатор отопителя

Как устранить

Для начала нужно проверить патрубки системы отопления, ведущие от мотора в салон. И если один едва тёплый, а другой горячий, то дело в засоре радиатора. Подробнее о том, как своими руками промыть радиатор отопителя, можно прочитать здесь.

Что делать, если забиты соты? Тут без снятия печки и механической прочистки не обойтись.

Забитый фильтр салона

Ещё одна причина, почему плохо дует печка в автомобиле, — загрязнённый фильтр климатической системы. Он — расходный элемент, сделанный из бумаги или синтетических волокон. Главная задача фильтра — защита салона от попадания пыли, насекомых или листьев.

Если салонный фильтр сильно забит, он оказывает дополнительное сопротивление потоку воздуха. А чем меньше его проходит сквозь радиатор печки, тем холоднее в салоне.

Салонный фильтр
Салонный фильтр

Как устранить

В зависимости от конструкции автомобиля фильтр может быть установлен как внутри кузова (под приборной панелью или за бардачком), так и под капотом. Если вы обратили внимание на слабый поток воздуха из печки, можно попробовать поменять фильтр самостоятельно — обычно это несложно. Как правило, замена рекомендована раз в 10000–15000 км (или чаще, если много ездить по пыльным дорогам).

Неисправность вентилятора отопителя

Если не греет печка в машине, причины этого могут быть связаны и с салонным вентилятором. Именно он прогоняет воздух через радиатор отопителя.

Основные неисправности бывают такими:

  • поломка электромотора вентилятора;
  • засорение или повреждение лопастей вентилятора;
  • неисправность электросистемы управления вентилятором.
Вентилятор отопителя
Вентилятор отопителя

Как устранить

Если слабо дует печка, то, возможно, помогут продувка и очистка лопаток крыльчатки вентилятора. Когда при работе отопителя салон наполняется не столько теплом, сколько шумом, необходима замена щёток и/или подшипников в вентиляторе. Если печка перестала дуть горячим воздухом совсем, то мотор отопителя нужно менять целиком. И в том, и в другом случае понадобится помощь опытного автоэлектрика.