Найти тему

Как писал свою супругу амбассадор ярких красок и открытых цветов — Анри Матисс

Оглавление

Анри Матисс — ключевая фигура в истории живописи и самый известный представитель фовистов. Он считал, что художник ни на секунду не должен останавливаться, должен проводить эксперименты, искать новые импульсы творчества, и сам следовал этим установкам.

Матисс — увлеченный энтузиаст. Даже своей возлюбленной, будущей супруге Амели Парейр, художник сказал: «Я люблю вас, но живопись люблю больше». Амели согласилась на такие условия, во всем поддерживая возлюбленного, и часто становилась его вдохновением и моделью.

Анри Матисс с женой Амели Парейр
Анри Матисс с женой Амели Парейр

«Женщина в шляпе», 1905

Картина была представлена на выставке Осеннего салона 1905 года и наделала много шума. Но нельзя сказать, что этот «шум» был критическим. Если на импрессионистов по началу обрушилась волна негатива, их долго не принимали, то с фовистами всё было уже иначе. Их хоть и назвали «дикими» (от французского fauve – «дикий»), их работы шокировали многих зрителей, но большинство рецензий от критиков и художников всё же были доброжелательным.

Анри Матисс, «Женщина в шляпе», 1905
Анри Матисс, «Женщина в шляпе», 1905

Вернемся к самому портрету. Цвет в нем как будто имеет мало отношения к форме. Кажется, что в плане колорита тут абсолютный хаос. Хочется всё это причесать, угомонить цветастый гул, эти пятна-удары контрастных цветов. Может создаться ощущение, что красочный шум отвлекает от самого портрета. Но на самом деле эти яркие пятна создают второй портрет — не фактическое изображение Амели, но ее эмоциональную характеристику. Такое колористическое решение приоткрывает нам личность модели, ее характер.

«Зеленая полоска», 1905

На этом портрете супруги Матисса мы снова видим странные цветовые пятна. Зеленая полоска не только стала центром лица, но и названием картины. Всё пространство полотна и представленный образ моделируются цветом. Для фовистов он — главное оружие. Они берут достижения Сезанна, Гогена, Ван Гога и выводят концентрацию цвета на новый уровень. Далее в истории искусства это выльется в экспрессионизм.

Анри Матисс, «Зеленая полоска», 1905
Анри Матисс, «Зеленая полоска», 1905

В работах Матисса, как и в этом портрете, есть ощущение двойственности: с одной стороны мы видим плоскости, с другой стороны — ощущаем глубину. И глубина эта создаётся только за счет цвета, теней как таковых мы практически не видим (только за левым плечом Амели), всё моделирование формы происходит за счет цветовых пятен.

Глубина также создается за счет цвета, игры с тонами, сочетания светлых, теплых тонов и холодных, зеленых, сиренево-фиолетовых. Теплое и яркое выходит на первый план, а холодные темные тона воспринимаются как удаляющиеся. Высветленность и тень на лице показаны за счет разных цветов, которые разделены той самой зеленой полоской.

«Портрет мадам Матисс», 1913

На этой картине мы видим лицо-маску. Видим какой-то немного мистический образ, флёр, ауру вокруг этого синего цвета с яркими всполохами оранжевых искр. Вот, что писал сам Матисс:

Я иногда не даю глаз и рта моим персонажам, это потому, что лицо анонимно. Потому что выражение заключено во всей композиции. Руки, ноги – это линии, которые действуют, как в оркестре: регистр, движения, разные тембры. Если дать глаза, нос, рот, это ничего особенного не даст, наоборот, это парализует воображение зрителя и заставляет видеть определенного человека, некое сходство и т.д. Когда же вы даете линии, валеры, акценты, воображение зрителя идет по лабиринту этих многочисленных элементов, и тогда воображение свободно от ограничивающих его оков.

Анри Матисс, «Портрет мадам Матисс», 1913
Анри Матисс, «Портрет мадам Матисс», 1913

Художник оставляет зрителю поле для разгадывания, в этой картине он не преследует цель раскрыть личность человека. Здесь он играет с субъективным взглядом каждого смотрящего и не искажает его своим восприятием, дает нам возможность разгадать портрет самостоятельно.

«Семья художника», 1911

Напоследок покажу вам ещё одну картину — семейный портрет. Здесь супругу живописец изобразил сидящей на диване и занятой вышивкой. Мы видим комнату — один из любимых мотив Матисса (его, пожалуй, самая знаменитая картина — «Красная комната»).

Анри Матисс, «Семья художника», 1911
Анри Матисс, «Семья художника», 1911

Вся картина — сплошной орнамент, упоение красотой. Для Матисса вдохновением была роскошная жизнь буржуазии, дорогие интерьеры, модная одежда и т.п. Но художник воспринимал это именно как эстетическую ценность, он любовался всем этим роскошеством, смаковал разнообразие жизни, восторгался красками.

Чувственное удовольствие — суть искусства Матисса. Его работы — упоение живописью, ощущение счастья творить. Он использует открытые, мощные цвета, но в отличии от Ван Гога в его полотнах нет надрывности, нет символистского подтекста, как у Гогена. Это просто цвет и ничем не омраченная радость.