Найти тему
Capital University

Искусство в девелопменте: как Capital Group работает со студентами Московской школы современного искусства

В апреле 2023 года девелоперская компания Capital Group стала партнером программы дополнительного образования «Международные стратегии в арт-бизнесе» Московской школы современного искусства (MSCA). Цель программы – подготовить специалистов, которые могут запускать проекты на стыке бизнеса и искусства. Партнерство с MSCA смогло объединить две инициативы, которые последовательно и уже несколько лет развивает Capital Group, – Capital Art и Capital University.

Capital Group – первый девелопер, в стратегии которого системно представлено направление «искусство в девелопменте», включающее в себя коллекционирование предметов современного искусства, организацию художественных выставок и образовательных лекций. Capital University – программа компании, направленная на работу со студентами. Программа была основана в 2019 году, с момента создания базовой кафедры «Управление проектами и программами Capital Group» в первом экономическом вузе России РЭУ имени Г.В. Плеханова. Уже в 2021 году было подписано соглашение о сотрудничестве с крупнейшим строительным вузом России – НИУ МГСУ. Партнерство с университетами включает в себя организацию для студентов стажировок в Capital Group, преподавание сотрудниками компании профильных дисциплин, а также организацию экскурсий на строительные объекты. Capital University в цифрах – это 138 студентов, которые прошли стажировку в Capital Group, из них 20 с наилучшими показателями были зачислены в штат компании, более 250 академических часов лекций было прочитано специалистами и экспертами компании для студентов ключевых профильных вузов.

В рамках партнерства Capital Group и MSCA подготовили интервью студентов, участвовавших в разработке арт-проекта по брифу от Capital Group. В задачи студентов входила разработка концепции арт-развития в девелоперской компании, а также подбор и интеграция предметов искусства в один из элитных проектов Capital Group.

В интервью приняли участие студенты Московской школы современного искусства:

  • Анна Иноземцева;
  • Лали Сомхишвили;
  • Жанна Дмитриченко;
  • Юлия Трунина;
  • Мария Тищенко.

1. Почему вы решили пройти обучение в сфере искусства?

Анна: «Я с детства люблю искусство в разных его проявлениях: живопись, графику, классическую музыку, архитектуру, театр и балет. Получив высшее образование в МГИМО и работая в сфере управления рисками в банковском секторе, я не прекращала интересоваться различными арт-проектами, путешествовала, посещала выставки, а также пару раз участвовала в выставках художников-банкиров, изучала специализированную литературу, посещала мастер-классы живописи. Давно стремилась выделить время на образовательный курс в сфере современного искусства, и в сентябре 2022 мне наконец удалось реализовать свои планы».

Жанна: «Всю жизнь я была увлечена искусством, в путешествиях по разным странам обязательно посещала музеи и галереи, могла часами гулять по улицам старых городов, изучая их архитектуру. Позже поняла, что хочу глубже и более структурно разбираться в классическом и в современном искусстве и пришла на обучение».

Лали: «После окончания бакалавриата по направлению «Экономика» очень хотелось сделать перерыв, разобраться, в какую сторону двигаться дальше, так как образование было достаточно теоретическим, и хотелось чего-то более прикладного. С детства я увлекалась искусством, писала картины маслом, регулярно посещала музеи и галереи, но художником быть никогда не хотела. Я стала думать, как совместить теоретические знания с тем, что меня по-настоящему восхищает, и была рада обнаружить, что в арт-мире достаточно ролей помимо творца. К тому же, никогда не будет лишним подтянуть и систематизировать уже имеющиеся знания касательно истории искусств, основных направлений и вложенных авторами смыслов».

2. Какой была ваша реакция, когда вам по жребию выпала в качестве организации-партнера Capital Group?

Лали: «Жребий тянула я. Я обрадовалась, так как из всех остальных организаций сотрудничество с девелопером открывало больше дверей для нестандартных и креативных решений, нежели партнерство с культурной институцией. За время обучения мы встречались с профессионалами арт-бизнес индустрии, но ни одного представителя девелоперской компании не было. К тому же, проекты Capital Groupбыли на слуху, но не в контексте взаимодействия с искусством, что только подогревало интерес к задачам, которые поставят перед нами».

Жанна: «О, это было очень здорово. Все известные мне проекты Capital Groupсуперсовременные, очень отличаются от всех остальных и у меня вызывали восторг и вдохновение. Я почувствовала воодушевление, энтузиазм и благодарность за возможность сделать что-то ценное и быть причастной к практическому воплощению решений современного искусства от такого профессионального игрока как Capital Group».

Мария: «Я обрадовалась выбору, так как знала, что Capital Group сильный и интересный партнер. Думаю, что для всех важно, чтобы наши учебные проекты осуществились, а не остались в презентациях. Мне было понятно, что вместе с Capital Group возможно осуществление проекта, это очень вдохновляет».

Анна: «Прежде всего энтузиазм в ожидании интересных задач – мне нравится пробовать себя в разных ипостасях в разных индустриях. Тем более что девелопмент – один из основных двигателей роста экономики, а Capital Group – один из лидеров в сфере девелопмента».

3. Что вас больше всего вдохновляет в процессе обучения?

Анна: «Вдохновляет сам процесс и ожидаемый результат, новые знания и опыт, встречи с интересными людьми».

Жанна: «Безусловно, это работы великих мастеров. Непосредственное знакомство с художниками. И живое восприятие красивых арт-объектов. Также очень вдохновляют преподаватели и те способы, которыми они передают свой опыт».

Юлия: «Вопросы, рассматриваемые современными художниками и кураторами».

4. Какой ваш любимый этап в разработке нового проекта?

Лали: «Определенно знакомство с заказчиком и поставленными задачами и, конечно же, брейншторм с нашей командой студентов!».

Жанна: «Мне нравятся все этапы, но самый любимый – это выбор конкретных арт-объектов, когда уже полностью готова концепция, а также последующая доработка мелких деталей. Чувствую глубокую удовлетворенность, когда вижу финальный результат».

Мария: «Брейншторм идей. Хочется придумать что-то «вау», это процесс достаточно сложный, но вдохновляющий – процесс создания полноценных, обоснованных идей».

5. С какими трудностями вы сталкиваетесь в процессе обучения и на практике и как их решаете?

Мария: «Трудности коммуникации в групповых проектах, так как все люди креативные, у всех множество идей в голове, но не всегда эти идеи можно соединить друг с другом».

Анна: «Иногда возникает недопонимание между участниками процесса, которое решается путем обсуждения разных вариантов. Конечно, не менее важен настрой на достижение целей».

Жанна: «Особых трудностей на этапе реализации я не испытываю. Пожалуй, самое трудное для меня и одновременно ответственное – это найти оригинальную идею и на ее базе разработать концепцию, а дальше все легко».

Юлия: «Работа с большим объемом информации, для полного усвоения приходится рефлексировать, обсуждать и переживать услышанное».

6. В чем состоит отличие разработки арт-концепции для жилого дома или офиса?

Лали: «Разработка арт-концепции для любого объекта начинается с определения целевой аудитории и смыслов, которые заказчик хочет донести для каждой категории людей. Как минимум, разнятся цели наполнения жилого и офисного пространства искусством, разнятся целевые аудитории, а также время, уделенное взаимодействию с объектами искусства. Соответственно, в зависимости от желаемого заказчиком эффекта будут подбираться различные авторы, тематики и стили работ, категории проводимых в пространстве мероприятий и эксперты, приглашенные на них».

Анна: «Учитывая разные функции жилого дома и офиса, арт-концепции изначально решают разные задачи, при этом каждый проект уникален и для получения незабываемого и инновационного результата требуются мультидисциплинарные знания, художественный вкус, насмотренность и опыт команды».

7. Зачем бизнесу запускать проекты в сфере искусства?

Жанна: «Любой бизнес работает в высококонкурентной среде и ему нужно отличаться и быть привлекательным и для своих клиентов и поставщиков, и для своих сотрудников. Клиентам приятно находиться в стильных пространствах, а сотрудникам приятно работать там, где красиво, эргономично и уютно. Арт-объекты отлично справляются с этими задачами, а также повышают статус и репутацию бизнеса в глазах государства и общества».

Юлия: «Основная тенденция на рынке – приобщение бизнеса к искусству. Это демонстрирует его осознанность, поддержка искусства полезна для репутации компании. Таким образом компания демонстрирует, что ее цель и миссия не только заработок, но и реализация социальных проектов».

Анна: «Как минимум, чтобы продемонстрировать обществу свои ценности, внести вклад в развитие среды и формирование наследия страны, обеспечить клиентам новые впечатления. Не будем забывать о важности устойчивого развития и принципах ESG, а также необходимости их внедрения в бизнес для повышения его капитализации и увеличения прибыли».

8. Поможет ли вам наш совместный проект в дальнейшей самореализации?

Лали: «Я считаю, что совместный проект, безусловно, поможет в дальнейшей самореализации. Помимо проработанной концепции проекта для портфолио, это был ценный опыт взаимодействия с реальной командой профессионалов и, конечно же, интересные задачи».

Жанна: «Это конкретный кейс с конкретными задачами, реализованными на практике. Фактически это воплощение полученных знаний в зримые, ощущаемые формы. И я могу успешно реализоваться с опорой на этот опыт».

Юлия: «Работа с вашей организацией – хороший пункт в резюме».

9. В чем, по вашему мнению, заключается особенность программы Capital University на вашем опыте?

Мария: «Скажу цитатой сотрудника Capital Group, которую я услышала на одной из наших встреч: «Мы работаем не с бетоном, а с людьми». Это очень яркий показатель для меня. Я думаю, это и есть особенность программы Capital Univeristy. Показывать, вдохновлять, делиться и улучшать».

Лали: «Мне очень понравилось, как серьезно Capital Group отнеслась к взаимодействию с нами, студентами. Заблаговременно нам выслали четкий, подробный бриф с описанием основных моментов, над которыми нам предлагали поработать. В день первой встречи с нами захотела познакомиться вся команда, что было очень приятно — нас с неподдельным интересом расспросили о нашем бэкграунде до обучения на программе арт-бизнеса. Нам провели замечательную экскурсию по двум пространствам, для которых мы разрабатываем проект, подробно рассказали о моментах, над которыми нужно подумать. Также компания искренне заинтересована в том, чтобы выслушать наши даже самые смелые предложения, поддерживать регулярное общение и встречаться вживую для обсуждения идей. Такого проактивного подхода мы, честно говоря, не ожидали».