Обычный обыватель скорее всего не сможет назвать агрегаты для накопления энергии кроме аккумуляторов. А ведь в советское время были популярны маховики и супермаховики. Это аккумуляторы инерционной направленности, накапливающие и сохраняющие большие запасы кинетической энергии.
Что такое маховик и в чем его преимущество
Маховик представляет собой огромное колесо на валу, способное накапливать и отдавать кинетическую энергию. В древности простейшим маховиком был гончарный круг. В советское время научный работник по имени Нурбей Владимирович Гулиа, разработал особый супермаховик для автомобиля, как замену его двигателя.
Сегодня похожим изобретением являются электомобили, работающие литейно-ионных двигателях. Их преимущество состоит в экологичности изобретения. Однако цена на них высокая, а в эксплуатации есть свои неудобства.
Супермаховик Гулиа
От маховика супермаховик отличается лишь своей масштабностью, в его центре также присутствует колесо. А для меньшего его трения в супермаховик встроен вакуумный кожух на магнитной подвеске.
В 1964 году Гулиа в своей книге про инерционный аккумулятор подробно описал свое изобретение. Нужно сказать, что нигде в мире нет такого агрегата даже с приблизительно схожим показателем КПД. Размеры накапливаемой энергии в нем во много раз больше, чем в любом другом аккумуляторе с похожими данными массы и размера.
Нужно признать, что первые маховики Гулиа не обладали идеальными показателями, но все же они намного превосходили существующие тогда аккумуляторы.
Ученому удалось добиться разрешения установить свои моторы в Курске на несколько единиц общественного транспорта, а также на грузовой автомобиль с новым мотор-генератором, на котором основной движущей силой был супермаховик Гулиа.
Почему изобретение оказалось невостребованным
Таким образом в СССР появилось новое устройство, которое могло бы принести хорошие показатели в промышленности и сельском хозяйстве. Оно не требовало больших затрат и не наносило вреда окружающей среде.
Но в 70-х годах производство супермаховика Гулиа перестали финансировать. Тогда он на свои средства стал продвигать свои разработки. Но высшие чины государства настоятельно попросили свернуть производство. Особенно это активно проявилось после вмешательства в дело КГБ.
Точных сведений нет, почему это произошло, но сам Гулиа и его современники считают, что причины были в следующем:
1) Из-за низкой стоимости бензина, который можно было купить за копейки, поэтому поначалу супермаховик мало кого заинтересовал.
2) С повышением цен на бензин в 1973 году, производство супермаховика тоже оказалось невыгодным, так как его разработки могли попасть странам конкурентам. А СССР нужно было выгодно продавать нефть.
По этой причине КГБ запретили производство маховиков Гулиа. Но остаются вопросы без ответов, почему бы сейчас не возобновить производство двигателей советского ученого? Ведь до сих пор в мире не появилось его аналогов. Сегодня страна бы только выиграла от этого изобретения.