Сегодня мы заглянем в мир суеверности, нарциссизма и сублимации. В мир Пабло Пикассо.
📌 Пикассо с рождения воспитывался по типу «кумир семьи».
Это тип воспитания частный случай гиперопеки, где ребенком непомерно и постоянно восхищаются по любому поводу и без. Дают всё и относятся, как к самому настоящему кумиру.
Это случается в семьях, где ребенок был поздним, которого долго ждали на этапе зачатия, ребенок с риском жизни в утробе или младенчестве, а так же дитя тяжелых разводов.
Началось все с того, что Пабло родился без признаков жизни и по факту, стал на несколько минут «мертвым ребенком» для матери
"Оживший" сын обострил гипервосхищение матери. Ведь это волшебство, невозможное, ЧУДО!
Творчество проникало в Пикассо с первых дней жизни. Художник отец и мать, которая читала ему сказки каждый вечер.
Все мамы читают сказки! Скажете вы)) Мама великого творца сочиняла их сама, создавала каждый раз новую историю... ей претили готовые сюжеты.
«Если выберешь карьеру военного, то обязательно станешь генералом, а если пойдёшь в монахи, то в будущем станешь Римским папой!» – говорила ему мама.
И Пикассо выбрал продолжать огранку родового таланта отца. Именно папа дал первые напутствия в написании картин маленькому Пабло.
Чувство уникальности и абсолютного превосходства (которое вселяла ему мать) сделало Пикассо ярким нарциссом, который не мог поместиться в свою личность.
Его грандиозность прорывалась наружу через искусство, не имевшее рамок и границ.
Если бы на этом жизнь продолжила быть просто творчески насыщенной, мы могли бы получить Рубенса. Но на то есть индивидуальность личности, чтобы каждый поворот жизни давал нам уникальность!
📌 Пикассо был суеверным
Он боялся, что кто-то украдет его талант. Отчасти это подсознательный страх отца, который не стал известным, и другие художники «украли его славу».
Плюс базовая тревожность (ведь он родился без признаков жизни) защищается через суеверность.
Ритуалы и перестраховка появляются в жизни человека, как форма контроля. Который обычно лучший друг тревоги. И честно говоря, не самый помогающий и лучший (в терапии мы это разбираем индивидуально)
Так в жизни Пикассо появляются и зависимости, которые дополнительно защищают от тревожности. Алкоголь покрепче и бесконечная вереница женщин.
Они про баланс «живу - не живу»
Где допинг выше нормы будоражит организм, ощущения обостряются, как в сторону жизни: гиперрадость или расслабление от алкоголя. Новое-новое-новое через разных женщин.
Либо в сторону смерти: похмелье, истощение.
Тема смерти сделала Пабло «ментально мертвым». Чтобы чувствовать жизнь ему приходилось острее ее ощущать: беспорядочность, хаотичность, чрезмерные траты!
Огромным потрясением для юного Пабло становится суицид близкого друга. С которым они переезжают в Париж.
Пабло переживает двойной кризис - смена локации и потеря опоры.
В смерти он также винил себя. Поэтому «голубой период» творчества Пикассо максимально пропитан безысходностью и скорбью.
Это сделало его еще более жестким: такова защита от боли, которую не хочется испытывать.
📌 Отдельным акцентом в жизни Пикассо было извращенное отношение к женщинам.
Попытка управлять жизнями (ведь он не удержал жизнь друга и его собственная была под угрозой) выливалась в абьюз. Он брал богинь, ломал их, доказывая свою теорию: «Женщины бывают двух типов: богини и тряпки».
Разные женщины — защита от страданий и близости. Ведь с одной придется быть ближе и переживать, чувствовать, привязываться.
Таким образом, путем построения хаотичных связей избегалась привязанность, способность к которой пострадала из-за смерти друга. После потерь близких, действительно наблюдается избегающее поведение, исчезающая модель коммуникации (писал-пропал)
Что дает сохраняться в позиции "ума" не проваливаться в чувства и защищаться от близости.
Ведь друг был первым, с кем сблизился художник после матери.
Пабло либо боготворил, либо использовал партнерш. Это умножалось на особенное отношение к смерти, и проявлялось в подсознательной страсти к обладанию жизнями (около 5 его женщин в итоге погибло).
«Каждый раз, когда я меняю женщину, – говорил Пикассо, – я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Это, возможно, и возвращает мне молодость».
Как творческая личность, избегающая теплых чувств, Пикассо вымещал эмоциональные перепетии на холст. Это был его способ говорить о своей душе и ее состоянии.
Такой процесс называется сублимация.
От чего каждый период искусства Пикассо, от голубого до кубизма ярко отличается друг от друга.
И угловатость персонажей, становится иронией к своей угловатости. Резкости. Остроте.
К своим картинам Пабло тоже не испытывал привязанности, от чего и творил с размахом и от души. Меняя стиль и форму, как женщин.
Тенденция к частой смене партнерш привлекала невротичных женщин, желающих доказать, что они смогут быть той самой богиней всю жизнь. Но эта роль особенная.
Эта роль матери…
Которая безусловно любила и была восхищена своим творением. А мы теперь восхищены творения великого ПАБЛО ПИКАССО!
——
В отношениях безусловная любовь не случается, у нас есть пожелания к партнеру в верности, потребности быть услышанным, разделении обязанностей и прочем.
Безусловно любит родитель.
Через наблюдение за творчеством мы можем глубже познать грани человеческой сущности, примерять инсайты на себя.
А через собственное творчество – прожить трудности путем выражения внутренних переживаний.
➡️ Поделитесь в комментариях, что из анализа жизни Пикассо, вас заинтересовало больше всего?
В чем, возможно, узнали знакомых вам людей?